×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

  • Влияние аниона на спектры комбинационного рассеяния света в расплавах солевых смесей

    • Аннотация
    • pdf

    Показаны концентрационные изменения частот спектров комбинационного рассеяния в бинарных солевых расплавленных системах щелочных металлов с общим катионом, содержащих галогенид-, нитрат- и перхлорат – анионы. Отмечается постоянство частот при изменении состава расплавленных солевых систем.

    Ключевые слова: расплавы, нитраты, перхлораты, галогениды щелочных металлов, спектры комбинационного рассеяния, бинарные солевые системы

    1.3.8 - Физика конденсированного состояния

  • Температурные изменения частот СКР в стеклообразующей солевой системе KNO3 – Ca(NO3)2

    • Аннотация
    • pdf

    Показаны параметры, указывающие на появление стеклообразующей расплавленной смеси в расплавах солевой системы Ca(NO3)2 - KNO3 при мольном соотношении компонентов 3:2. Обнаружена нелинейность изменения частот и ширин линий в спектрах комбинационного рассеяния аниона NO3, что указывает на структурное превращение в расплавленной смеси, коррелирующее с изменением вязкости смеси.

    Ключевые слова: расплавы, нитраты щелочных и щелочноземельных металлов, спектры комбинационного рассеяния, бинарные солевые системы

    01.04.07 - Физика конденсированного состояния

  • Взаимосвязь когнитивной и аффективной составляющей студенческих установок по отношению к дружбе Часть I

    • Аннотация
    • pdf

    В основу работы положены результаты анкетирования, проведенного среди студентов Грозного и Ростова-на-Дону в конце 20219 года. Когнитивный компонент измерялся тестовым методом, с использованием 11 первичных признаков. По ним модифицированным методом анализа иерархий рассчитывался интегральный показатель когнитивного восприятия дружбы для каждого респондента. Аффективный компонент студенческих установок по отношению к дружбе определялся по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда, применяя для этого специальную семантическую шкалу с 20 бимодальными признаками. По полученным результатам в рамках ранее разработанной феноменологической семантической модели вычислялся индивидуальный уровень эмоционального восприятия дружбы. Статистический анализ полученных показателей когнитивного и аффективного восприятия показал, что как в целом по исследуемым группам, так и по общей совокупности коэффициенты корреляции малы. По Ростову около 0,17, по Грозному – 0, 273, а по общей совокупности респондентов для этих двух городов – 0,243. Рассеяние экспериментальных данных близко к изотропному. Все это говорит о статистической независимости этих двух компонент установок в целом по исследуемым выборкам. Что подтверждает как общепринятое мнение, так и ранее полученные нами результаты (на нескольких тысяч респондентов) при исследовании других социальных установок. Однако по отдельным подгруппам исследуемой аудитории статистическая взаимосвязь этих двух параметров более значима. Так, примерно 1/3 опрошенных респондентов, как в Ростове, так и в Грозном указали более высокий уровень эмоционального восприятия, по сравнению с когнитивным. Для этих подгрупп коэффициент корреляции по Ростову – 0,8, по Грозному – 0,87, а по двум городам в совокупности – 0,79. Для оставшиеся 2/3 респондентов (они характеризуются более высоким уровнем когнитивного восприятия по сравнению с эмоциональным), коэффициенты корреляции немного ниже, но все равно превышают результаты, полученные без деления на подгруппы. Для студентов Ростова-на-Дону – 0,5, Грозного – 0, 44, а по двум городам в совокупности – 0,46. Выявленную статистическую взаимосвязь между исследуемыми компонентами установок мы связываем с влиянием на формирование этих составляющих психологического типа респондентов. И выявленные нами подгруппы различаются именно по психологическому типу. Но эта гипотеза требует дальнейшую проверку.

    Ключевые слова: дружба, установки, когнитивный компонент, тестовый метод, аффективная составляющая, технология семантического дифференциала, статистический анализ, корреляция, подгруппы, статистическая взаимосвязь

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Взаимосвязь когнитивной и аффективной составляющей студенческих установок по отношению к дружбе. Часть II

    • Аннотация
    • pdf

    В основу работы положены результаты анкетирования, проведенного среди студентов Грозного и Ростова-на-Дону в конце 20219 года. Когнитивный компонент измерялся тестовым методом, с использованием 11 первичных признаков. По ним модифицированным методом анализа иерархий рассчитывался интегральный показатель когнитивного восприятия дружбы для каждого респондента. Аффективный компонент студенческих установок по отношению к дружбе определялся по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда, применяя для этого специальную семантическую шкалу с 20 бимодальными признаками. По полученным результатам в рамках ранее разработанной феноменологической семантической модели вычислялся индивидуальный уровень эмоционального восприятия дружбы. Статистический анализ полученных показателей когнитивного и аффективного восприятия показал, что как в целом по исследуемым группам, так и по общей совокупности коэффициенты корреляции малы. По Ростову около 0,17, по Грозному – 0, 273, а по общей совокупности респондентов для этих двух городов – 0,243. Рассеяние экспериментальных данных близко к изотропному. Все это говорит о статистической независимости этих двух компонент установок в целом по исследуемым выборкам. Что подтверждает как общепринятое мнение, так и ранее полученные нами результаты (на нескольких тысяч респондентов) при исследовании других социальных установок. Однако по отдельным подгруппам исследуемой аудитории статистическая взаимосвязь этих двух параметров более значима. Так, примерно 1/3 опрошенных респондентов, как в Ростове, так и в Грозном указали более высокий уровень эмоционального восприятия, по сравнению с когнитивным. Для этих подгрупп коэффициент корреляции по Ростову – 0,8, по Грозному – 0,87, а по двум городам в совокупности – 0,79. Для оставшиеся 2/3 респондентов (они характеризуются более высоким уровнем когнитивного восприятия по сравнению с эмоциональным), коэффициенты корреляции немного ниже, но все равно превышают результаты, полученные без деления на подгруппы. Для студентов Ростова-на-Дону – 0,5, Грозного – 0, 44, а по двум городам в совокупности – 0,46. Выявленную статистическую взаимосвязь между исследуемыми компонентами установок мы связываем с влиянием на формирование этих составляющих психологического типа респондентов. И выявленные нами подгруппы различаются именно по психологическому типу. Но эта гипотеза требует дальнейшую проверку.

    Ключевые слова: дружба, установки, когнитивный компонент, тестовый метод, аффективная составляющая, технология семантического дифференциала, статистический анализ, корреляция, подгруппы, статистическая взаимосвязь

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Установки студенчества Грозного по отношению к дружбе

    • Аннотация
    • pdf

    В основу работы положены результаты пилотажного анкетирования, проведенного среди студентов Грозненского государственного технического университета в конце 2019 года. Анкета состояла из двух частей. Предназначенных для измерения аффективной и когнитивной компонент рассматриваемых установок. Исследование эмоционального отношения студенчества к дружбе отражено в предыдущей работе. Настоящая статья посвящена анализу когнитивного восприятия данного социального феномена. Приведены также результаты сопоставительного анализа этих двух компонент установок. Для измерения когнитивного отношения к дружбе использовалась технология, известная как тестовая традиция в социологии. Студенты оценивали этот параметр по 11 первичным характеристикам. Дальнейшая обработка проводилась на базе модернизированного нами метода анализа иерархий. В отличии от общепринятой технологии иерархическая структура приоритетов не задавалась заранее. Приоритеты последующего уровня определялись параллельной факторизацией параметров нижележащего уровня. Получено, что 11 первичных параметров сводятся к трем факторам следующего уровня, которые в свою очередь формируют интегральный показатель когнитивного восприятия дружбы. Выявленная иерархическая структура отражает различные стороны такого когнитивного восприятия. В работе приведены функции распределения полученных факторов.

    Ключевые слова: дружба, когнитивная составляющая установок, тестовая технология, метод анализа иерархий, факторизация, интегральный показатель когнитивного восприятия, функции распределения по респондентам

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Сравнительный анализ эмоционального восприятия дружбы студенчеством Грозного и Ростова-на-Дону Часть II

    • Аннотация
    • pdf

    Работа основана на экспериментальных результатах, полученных опросом среди студентов Грозного и Ростова-наДону. Аффективный компонент студенческих установок по отношению к дружбе определялся по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда. Приведены функции распределения по респондентам эмоционального отношения к виртуальной и реальной дружбе, рассчитанные в рамках ранее разработанной нелинейной стохастической модели. Результаты сравнительного анализа показывают, что в целом по группе разница в восприятии реальной дружбы между респондентами обоих городов небольшая. К реальной дружбе грозненцы в среднем относятся чуть положительнее. Виртуальную дружбу студенты обоих исследованных выборок воспринимают в целом отрицательнее, чем реальную. Но здесь разница в отношениях более значительная. Подгруппы с положительным восприятием в Грозном примерно на 10% меньше. В среднем грозненцы относятся к виртуальной дружбе отрицательнее, чем ростовчане. Скорее всего, это связано с разницей в менталитете.

    Ключевые слова: дружба, виртуальная дружба, аффективная составляющая установок, технология семантического дифференциала, нелинейная феноменологическая модель, сравнительный анализ

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Сравнительный анализ эмоционального восприятия дружбы студенчеством Грозного и Ростова-на-Дону Часть I

    • Аннотация
    • pdf

    Работа основана на экспериментальных результатах, полученных опросом среди студентов Грозного и Ростова-наДону. Аффективный компонент студенческих установок по отношению к дружбе определялся по технологии семантического дифференциала Ч. Осгуда. Приведены функции распределения по респондентам эмоционального отношения к виртуальной и реальной дружбе, рассчитанные в рамках ранее разработанной нелинейной стохастической модели. Результаты сравнительного анализа показывают, что в целом по группе разница в восприятии реальной дружбы между респондентами обоих городов небольшая. К реальной дружбе грозненцы в среднем относятся чуть положительнее. Виртуальную дружбу студенты обоих исследованных выборок воспринимают в целом отрицательнее, чем реальную. Но здесь разница в отношениях более значительная. Подгруппы с положительным восприятием в Грозном примерно на 10% меньше. В среднем грозненцы относятся к виртуальной дружбе отрицательнее, чем ростовчане. Скорее всего, это связано с разницей в менталитете.

    Ключевые слова: дружба, виртуальная дружба, аффективная составляющая установок, технология семантического дифференциала, нелинейная феноменологическая модель, сравнительный анализ

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Декларативное и реальное восприятие дружбы студенчеством ДГТУ Часть II

    • Аннотация
    • pdf

    Работа состоит из двух частей и посвящена сравнительному анализу декларируемого когнитивного и реально воспринимаемого аффективного отношений к дружбе. Во второй части приведены функции распределения для всей иерархической системы факторов, выявленных в первой и отражающих структуру когнитивного восприятия дружбы студенчеством ДГТУ. Получено, что в целом по группе когнитивное отношение положительное. Для двух показателей второго уровня и интегрального фактора всего когнитивного восприятия около 80% от всех опрошенных характеризуются положительными значениями этих показателей. Для третьего фактора второго уровня подгруппа с положительным восприятием (60%) также больше, чем с отрицательным (40%), но уже не настолько. Аффективный компонент установок студентов относительно дружбы дает совсем другую картину. Здесь 57% респондентов характеризуются почти нейтральным эмоциональным отношением к ней, а положительным – всего 29%. Все это говорит о том, что в целом по группе студенты позиционируют на когнитивном уровне более положительные отношения к дружбе, чем они реально ощущают в эмоциональном плане. Мы это связываем с влиянием социума (как ближайшего окружения при непосредственном общении, так и через литературу, искусство, средства массовой информации и т.д.). В работе также проведен анализ связи когнитивного и аффективного отношения к дружбе на индивидуальном уровне. В целом по исследуемой аудитории такой связи нет, даже статистической (коэффициент корреляции всего 0,17). Но если разбить всю аудиторию на две подгруппы, характеризующимися как превышением когнитивного восприятия над аффективным, так и с обратным соотношение, то для них по отдельности уже наблюдается положительная статистическая связь.

    Ключевые слова: дружба, пилотажное анкетирование, когнитивная составляющая, метод иерархической факторизации, функции распределении, аффективная составляющая, сравнительный анализ.

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Декларативное и реальное восприятие дружбы студенчеством ДГТУ Часть I

    • Аннотация
    • pdf

    Работа состоит из двух частей и посвящена сравнительному анализу декларируемого когнитивного и реально воспринимаемого аффективного отношений к дружбе. В основу положены результаты пилотажного анкетирования выполненного в ДГТУ в конце 2019 г., с целью комплексного измерения двух составляющих дружеских установок студентов. В первой части работы приведено обоснования необходимости таких комплексных измерений, кратко показана используемая методика выявления когнитивной составляющей, которую мы ассоциируем с декларируемым отношением. Приведены результаты выявленной нами иерархии факторов, описывающих различные стороны структуры когнитивного восприятия дружбы. Получено, что первичные 11 признаков, по которым производился опрос в анкете, статистически зависимы, и на следующем уровне сводятся к трем показателям: нравственных отношений в дружбе, межличностного взаимодействия в дружбе и влияния дружбы на жизнь в целом. На вышележащем уровне эти факторы в свою очередь сводятся к одному, интегральному показателю когнитивного восприятия дружбы. Функции распределения по респондентам для всех этих факторов приведены уже в следующей части работы. Где они используются для сравнительного анализа.

    Ключевые слова: дружба, пилотажное анкетирование, когнитивная составляющая, метод иерархической факторизации, функции распределении, аффективная составляющая, сравнительный анализ

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Восприятие феномена дружбы студенчеством ДГТУ: аффективный аспект

    • Аннотация
    • pdf

    Работа посвящена отработке технологии экспериментальных исследований эмоциональной составляющей установок студенчества по отношению к дружбе. На конкретном примере показано, что разработанная ранее нами методика измерения аффективной составляющей различных социальных установок вполне позволяет выявить уровни эмоционального восприятия как реальной, так и виртуальной дружбы. Получено, что чуть более половины исследуемой аудитории (57-59%) показали практически нейтральное эмоциональное отношение, как к реальной, так и виртуальной дружбе. Положительно воспринимают реальную дружбу только около 29%, а виртуальную еще меньше – 19%. Отрицательно оценивают наоборот, виртуальную дружбу – 22% , а реальную дружбу всего 14%. Таким образом, в целом по группе отношение к реальной дружбе более положительное, чем к виртуальной. Показано, что такая закономерность наблюдается не только на групповом уровне, но и на индивидуальном. Но уже в виде тенденции. Полученные результаты подтверждают отмеченное в литературе уменьшение значимости дружбы (по сравнению с прошлым веком), и наметившееся увеличение роли виртуальных межличностных отношений.

    Ключевые слова: межличностные отношения, дружба, виртуальная дружба, аффективная составляющая установок, технология семантического дифференциала, нелинейная феноменологическая модель

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Плотность спектра первой зоны линейной цепочки связанных осцилляторов Часть II

    • Аннотация
    • pdf

    Цель настоящей работы – оценка плотности электронного спектра объектов с дисперсионной связью, в частности жидкого гелия. Интерес к его электронным свойствам вызван обнаруженной сравнительно недавно динамической поляризацией в волне второго звука, что сделало актуальным исследование его зонной структуры. В работе исследуемые объекты вслед за Борном моделируются линейной цепочкой связанных осцилляторов. При этом дисперсионная связь рассматривается на основе квазиклассического приближения Лондона, учитывающего корреляции осциллирующих дипольных моментов атомов. Первая часть работы носит подготовительный характер. Приведен краткий обзор по новым данным о свойствах гелия II, сформулирована постановка задачи. На простых примерах (линейки двух и трех связанных осцилляторов) отработана методика исследования. Этот раздел имеет и самостоятельное значение для экспресс оценок плотности электронного спектра при дисперсионной связи, и выявления тенденций изменение параметров спектра с увеличением числа структурных единиц. Получено, в частности, что ширина зоны при этом растет, а удельная энергия связи немного падает. Во второй части на базе разработанных методик исследована длинная цепочка связанных осцилляторов. Рассчитана плотность электронного спектра, как для конкретных цепочек, так и в термодинамическом пределе. Полученные в работе результате планируется в дальнейшем использовать для разработки моделей динамической поляризации в гелии II.

    Ключевые слова: дисперсионные силы, гелий II, дипольный момент, гармонический осциллятор, связанные колебания, нормальная мода, электронный спектр, плотность, узкая зона, энергия связи

    01.04.07 - Физика конденсированного состояния , 01.04.15 - Физика и технология наноструктур, атомная и молекулярная физика

  • Эмоциональные установки студенчества г. Грозного: аффективный компонент

    • Аннотация
    • pdf

    В работе представлены результаты измерения общего эмоционального состояние студенчества г. Грозного на начало 2016 г. В основу положено пилотажное анкетирование, проведенное среди 141 студента Грозненского государственного нефтяного технического университета. Для измерения аффективной составляющей эмоционального состояния использовалась проективная методика Ч. Осгуда (известная как технология семантического дифференциала). В работе приведены функции распределения аффективного уровня эмоционального состояния, рассчитанные в линейном и нелинейном стохастическом приближениях. Они показывают, что 14 % респондентов позиционируют нейтральное эмоциональное состоянием, а 55% - положительное. Из них 33% отметили свое состояние как слегка позитивное (уровень от 0,1 до 0,3 по шкале от -1 до +1), а 22 % - устойчиво позитивное (уровень от 0,4 до 1). Негативное эмоциональное состояние наблюдалось у 31 % опрошенных, из них у 20 % - слабо отрицательное (уровень от -0,1 до -0,3), а 11 % - устойчивое негативное (уровень -0,4 и ниже). Такое устойчивое отрицательное эмоциональное состояние может индуцировать социально-политическая напряженность, и эта часть исследуемой аудитории является подгруппой риска, для развития напряженности. Ядро этой подгруппы формируется за счет 5 % респондентов, показавших крайне отрицательное эмоциональное состояние, с уровнем -1. Полученные результаты немного разнятся от аналогичных данных, измеренных среди студентов г. Ростова-на-Дону примерно в тот же период времени. Для студенчества г. Грозного группа респондентов с положительным эмоциональным состоянием больше на 10%, чем для ростовчан.

    Ключевые слова: социальные установки, аффективный компонент, семантический дифференциал, теория восприятия Кумбса, линейное приближение, функция распределения, нелинейная стохастическая модель, группа риска, социальная напряженность

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Плотность спектра первой зоны линейной цепочки связанных осцилляторов Часть I

    • Аннотация
    • pdf

    Цель настоящей работы – оценка плотности электронного спектра объектов с дисперсионной связью, в частности жидкого гелия. Интерес к его электронным свойствам вызван обнаруженной сравнительно недавно динамической поляризацией в волне второго звука, что сделало актуальным исследование его зонной структуры. В работе исследуемые объекты вслед за Борном моделируются линейной цепочкой связанных осцилляторов. При этом дисперсионная связь рассматривается на основе квазиклассического приближения Лондона, учитывающего корреляции осциллирующих дипольных моментов атомов. Первая часть работы носит подготовительный характер. Приведен краткий обзор по новым данным о свойствах гелия II, сформулирована постановка задачи. На простых примерах (линейки двух и трех связанных осцилляторов) отработана методика исследования. Этот раздел имеет и самостоятельное значение для экспресс оценок плотности электронного спектра при дисперсионной связи, и выявления тенденций изменение параметров спектра с увеличением числа структурных единиц. Получено, в частности, что ширина зоны при этом растет, а удельная энергия связи немного падает. Во второй части на базе разработанных методик исследована длинная цепочка связанных осцилляторов. Рассчитана плотность электронного спектра, как для конкретных цепочек, так и в термодинамическом пределе. Полученные в работе результате планируется в дальнейшем использовать для разработки моделей динамической поляризации в гелии II.

    Ключевые слова: дисперсионные силы, гелий II, дипольный момент, гармонический осциллятор, связанные колебания, нормальная мода, электронный спектр, плотность, узкая зона, энергия связи

    01.04.07 - Физика конденсированного состояния , 01.04.15 - Физика и технология наноструктур, атомная и молекулярная физика

  • Внутренняя структура когнитивной составляющей восприятия студенчеством ДГТУ пропаганды

    • Аннотация
    • pdf

    В основу работы положены экспериментальные данные, полученные в ходе пилотажного анкетирования студентов ДГТУ в конце 2018 г. Когнитивные компоненты восприятия пропаганды выявлялись прямым опросом, студентов просили охарактеризовать справедливость политики, проводимой государством и достоверности как проправительственной, так и оппозиционной политической пропаганды в целом. При этом внутренняя и внешняя политики рассматривалась раздельно. Проведенный по этим шести показателям корреляционный анализ показал их значительнее взаимное влияние. Для выявления интегральных характеристик, стоящих за этой корреляцией использовался метод анализа иерархий, ранее предложенная нами такая его разновидность, как иерархический факторный анализ. Получено, что на втором уровне первичные шесть показателей сводятся к двум факторам, индексам восприятия про и противоправительственной пропаганды. На третьем уровне два последних формируют интегральный фактор, характеризующий когнитивную составляющую в целом. Для каждого уровня посчитаны приоритеты нижележащих показателей относительно вышележащего, а по ним восстановлены матрицы парных сравнений, как первичных характеристик, так и промежуточных. Кроме показателей внутренней структуры в работе приводятся внешние, такие как функции распределения полученных факторов второго и третьего уровней по респондентам.

    Ключевые слова: восприятие, пропаганда проправительственная, оппозиционная пропаганда, анкетирование, когнитивные установки, метод анализа иерархий, иерархический факторный анализ, индексы восприятия про и противоправительственной пропаганды, интегральный показатель

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Глобальное и локальное восприятие пропаганды населением

    • Аннотация
    • pdf

    Представлена вероятностная модель восприятия конкретной пропагандистской информации. Ранее такая модель была разработана нами для субъектов с нейтральным отношением к пропаганде в целом. Теперь она обобщена на случай произвольного отношения. В модели восприятие конкретной новости носит стохастический характер, и в пределе выходит на уровни полной достоверности или полной недостоверности. При этом соблюдается связь уровня глобального восприятия пропаганды в целом с усредненными по всему предыдущему ансамблю конкретных новостей уровнями локальных восприятий . На конкретном примере показано, что предлагаемая модель позволяет восстановить для любой исследуемой группы динамику локального восприятия конкретной информации по известным функциям распределения глобального восприятия. Такая информация важна для выявления особенностей восприятия в зависимости от внешних и внутренних характеристик исследуемой группы. Кроме того, представленная в настоящей статье модель является базовой. Одно из ее предназначений – служить основой для дальнейшего расширения по пути учета воздействия социального окружения, что предполагается провести в дальнейшем.

    Ключевые слова: пропаганда, восприятие, в целом, отдельные новости, моделирование, вероятностно-стохастический подход, дискретно-событийное приближение, Байесова теория, многоагентный анализ

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ