×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

  • Модели инклюзивного обучения на занятиях иностранного языка

    • Аннотация
    • pdf

    В настоящей работе авторами статьи раскрываются многие актуальные проблемы, связанные с модернизацией инклюзивного образования в России. Авторы работы делают акцент на практике преподавания иностранного языка в высших учебных учреждениях. В статье также представлены модели вовлеченности лиц с ОВЗ, релевантные современной образовательной среде высших учебных заведений. Помимо этого, также дано краткое описание исторической и правовой основы инклюзии в России. Авторы работы на основе проведенного анализа отмечают, что в высших учебных заведениях инклюзивное образование еще находится на стадии формирования. В связи с этим авторы работы делают вывод, что для успешного внедрения инклюзивного образования требуется научно осмыслить проблему и создать методологическую базу.

    Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ОВЗ, равный доступ, качественное образование, интеграция, синергия, правовая основа, адаптация

    2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования

  • Возможности реализации модели content and language integrated learning в вузе

    • Аннотация
    • pdf

    В статье рассмотрены возможности реализации модели предметно-языкового интегрированного обучения в высших учебных заведениях, причем акцент авторы делают на свой профессиональный опыт внедрения данной модели в Южном федеральном университете для магистрантов. Авторам удалось подробно осветить рабочие варианты CLIL с учетом специфики современного рынка труда. Авторами делается вывод о том, что представленная технология может и должна применяться на практике при соблюдении принципа посильности в восприятии профессионального контента на иностранном языке целевой аудиторией. Такой подход требует от преподавателя гибкости при разработке таких дисциплин, поскольку их предметное содержание адаптируется в зависимости от языкового уровня обучаемых.

    Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, социальный заказ, билингвальное образование, коммуникативный подход, профессионально-ориентированный контент, дидактические принципы, профессиональный дискурс, адаптация содержания курса, целевая аудитория

    2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации , 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования

  • Проверка применения закона Вейбулла для описания изменения скорости ветра по различным его направлениям

    • Аннотация
    • pdf

    В статье рассмотрены направления и скорости воздушного потока, свойственные линейному городу Волгограду. Осуществлена проверка закона Вейбулла для различных скоростей ветра по различным направлениям ветра, характерным для Волгограда.

    Ключевые слова: климат, линейный город, скорость ветра, направление ветра, закон распределения, закон распределения, закон Вейбулла, логарифмически нормальный закон, перенос примесей

    05.23.03 - Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение , 05.23.19 - Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства

  • Этнографическая модель измерения, прогнозирования и проектирования языковой ситуации в регионе

    • Аннотация
    • pdf

    В данной статье авторами предпринята попытка рассмотреть детально этнографические подходы к изучению вопросов языковой политики, с акцентом на различные ракурсы моделирования языковой ситуации в традиционной и инновационной этнографической парадигме. В работе также дано веское обоснование эффективности данного подхода при измерении. прогнозировании и проектировании идеальной и реальной языковой ситуации в интересующих исследователя регионах. Представлены конкретные примеры, убедительно иллюстрирующие возможности этнографического моделирования.Научная новизна представленной авторами публикации заключается в противопоставлении эмической перспективы этической, что нашло свое графическое воплощение в предложенной авторами модели. Более того, этнографическая модель выступает идеальным инструментом для мониторинга обратной связи при изучении функционирования закрытых форм языковой политики, а также для отслеживания различных последствий проведения практических мероприятий в области языка.

    Ключевые слова: этнография, этнографическая модель, эмическая и этическая перспективы, критическая этнография, микро-этнография, социолингвистическая этнография, закрытая и открытая формы языковой политики

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

  • О влиянии градостроительных решений и зеленых газозащитных зон на качество воздушной среды примагистральных территорий

    • Аннотация
    • pdf

    В статье поднимается актуальная проблема для крупных городов - борьба с негативными последствиями от автомобильного транспорта. Рассматривается значение градостроительных мер для уменьшения скопления выбросов, а также зеленых насаждений для снижения концентрации запыленности вредных веществ городских территорий. Проанализированы данные концентрации CO вблизи примагистральных территорий в 95 исследуемых точках.

    Ключевые слова: автомобильный транспорт, пыль, газозащитные зеленые зоны, листья, зеленые насаждения

    05.23.19 - Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства

  • Исторические модели в исследовании проблем языковой политики

    • Аннотация
    • pdf

    Данная статья освещает концептуальные модели, позволяющие оценить эффективность языковой политики, в исторической перспективе. Использование сравнительно-исторического подхода позволило выявить наиболее эффективные формы языковой политики в современном национально-ситуативном контексте. Особый акцент в статье авторы делают на критическом анализе целого ряда исторических моделей, которые долгое время выступали в качестве основного инструмента оценки эффективности языковой политики на Западе. Новизна статьи заключается в открытии новых модусов измерения результативности применяемых на практике принципов языковой политики и планирования. В статье также дано веское обоснование понимания языка как активного средства социальной реальности во всем многообразии ее форм и отношений.

    Ключевые слова: языковая политика, языковое планирование, сравнительно-исторический подход, исторический нарратив, историческое сознание, евроцентричная модель, культурный центр, периферийные регионы, дедуктивные методы, индуктивные методы, модернизм, постмодернизм

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

  • Моделирование дискурс-анализа и актуальные вопросы языковой политики

    • Аннотация
    • pdf

    Вопросы языковой политики, которые находятся в фокусе внимания авторов статьи, неизменно привлекают специалистов в нашей стране и за рубежом. Для того чтобы понять роль языка в жизни общества, необходимо изучить эту проблему с разных ракурсов. Авторы предлагают взглянуть на обозначенную проблему с позиций дискурс-анализа, что позволяет выйти из некоторой методологической неопределенности, формируя более или менее четкую картину возможных лингвистических проблем в полиэтнических регионах. Модели, представленные авторами в рамках теории дискурса, помогают наглядно представить различные измерения актуальных вопросов языковой политики. В этом смысле данная статья представляет попытку концептуально ответить на ряд фундаментальных вопросов, которые неизбежно возникают в многоязычных социумах, и попытаться с помощью полученных ответов снять «лингвистическое напряжение», характерное для этих сообществ.

    Ключевые слова: дискурс, дискурс-анализ, национальная идентичность, языковая политика, системный анализ, семантическая матрица, смысловые узлы, дискурсивные практики, групповая динамика, логико-фактологическая цепь, теория дискурса

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

  • Концептуальная модель профессионального обучения средствами языковой подготовки

    • Аннотация
    • pdf

    Современная ситуация, сопряженная с массовым внедрением цифровых технологий в образовательный процесс, обусловливает необходимость переосмысления традиционной модели преподавания практически всех дисциплин высших учебных заведений, включая иностранные языки. Данная статья посвящена описанию новой образовательной среды , предназначенной для качественного улучшения преподавания иностранных языков в вузах, а также разработке концептуальной модели профессионального обучения средствами иностранного языка. В статье представлены причины актуализации данного направления в образовании в настоящий момент. Также рассматриваются основные противоречия, с которыми сталкивается современная образовательная система в области преподавания иностранных языков. Преодолеть эти противоречия частично призвана разработанная авторами модель профессионального обучения средствами иностранного языка на примере Южного федерального университета.

    Ключевые слова: профессиональное образование, системная подготовка, языковая компетенция, профессиональная компетенция, цифровые технологии, смарт-образование, зона ответственности, цель обучения, средство формирования релевантных компетенций, образовательная платформа

  • Модели анализа словообразования в современном английском языке

    • Аннотация
    • pdf

    В настоящее время в английском языке появились новые словообразовательные модели, которые вызывают интерес у специалистов. Цель данной статьи – рассмотреть основные способы словообразования в современном английском языке и проанализировать словообразовательные модели. Авторы работы в рамках данной статьи используют такой метод, как когнитивно-семантический. Также анализ словообразования в современном английском языке идет на основе изучения базы отечественных и зарубежных научных трудов, которые направлены на исследование неологизмов в английском языке. Помимо этого, в статье приведены данные опроса информантов и наблюдения авторов, которые были получены при посещении Великобритании в 2010-2020 гг.

    Ключевые слова: словообразование, словообразовательная модель, словопроизводство, современный английский язык, лексема, лексическая единица, лексическая система, тенденция, неологизм, этимология, современное англоязычное общество

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Модель типологии языковой политики

    • Аннотация
    • pdf

    Актуальность настоящего исследования сопряжена с тем фактом, что вопросы эффективной языковой политики и языкового планирования составляют интегральную часть национальной политики для любого мультикультурного сообщества. В рамках данной работы авторами предпринята попытка представить многомерную модель типологии языковой политики, причем акцент сделан на политических основаниях, определяющих цели языковой политики и планирования. Мысль о поддержания официального статуса языка и необязательном его совпадении с реальным статусом представляется нам актуальной для понимания сущности языковой политики. Авторы считают, что основным объектом языковой политики, независимо от того как звучат идеологические лозунги, является не столько сам язык, сколько группы его актуальных и потенциальных носителей. Решения о языковом планировании определяют характер властных отношений между разными этническими группами в пределах одного мультикультурного сообщества. Хотя на сегодняшний день не существует универсальной идеально выстроенной модели языковой политики, практическая ценность предложенной авторами многомерной модели языковой политики заключается в том, что она позволяет учитывать какие политические цели, чьи интересы и ценности лежат в основе планирования и реализации принципов языкового планирования

    Ключевые слова: языковая политика, языковое планирование, типологические признаки, корпус языка, статус языка, нормализация, кодификация, национализация, проводники языковой политики, модернизация, пурификация

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Символическая модель языка как инструмент изучения языковых конфликтов

    • Аннотация
    • pdf

    В данной статье предпринята попытка предъявить авторскую символическую модель языка, причем акцент сделан на практической ценности модели для разрешения языковых конфликтов. Также дано веское обоснование возможности символической интерпретации практически любых явлений и предметов действительности, которая может служить методическим ключом к раскодированию единого социокультурного кода. Такой подход может свидетельствовать об открытии нового вектора в понимании природы языковых конфликтов. В приведенной ниже модели можно увидеть много идей, которые могут дать богатый методологический арсенал большой эвристической силы в области разрешения различного рода языковых конфликтов.

    Ключевые слова: символическая модель языка, социолект, социокультурный код, лингвокультурное сообщество, языковые конфликты, языковые права, мультикультурализм, дискриминация, языковой сепаратизм, языковая политика

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Модель воспроизводства социальных сценариев в системе взаимодействия языка с социальной культурой

    • Аннотация
    • pdf

    В данной статье предпринята попытка предъявить авторскую модель воспроизводства социальных сценариев через призму взаимодействия языка с социальной культурой, кроме того дано веское обоснование практической ценности данной модели, которая может служить методическим ключом к раскодированию целых блоков восприятия социального пространства. Такой подход может свидетельствовать об открытии новых модусов в осмыслении социальной действительности. Хотя интерпретация фактов языка характеризуется методологическими трудностями, такое видение может помочь выявить на эмпирическом уровне сдвиги в социокультурной сфере, а также проследить динамику социальных сценариев восприятия действительности различными категориями населения

    Ключевые слова: социальный сценарий, смысловое воспроизводство, язык, языковая ситуация, сценарные установки, социальная культура, языковое моделирование, социальный мир, конвенциональность, языковая ситуация

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

  • Семиотическая модель вербального пространства

    • Аннотация
    • pdf

    В данной статье раскрываются научно-теоретические подходы к изучению социальной проблематики в языковом контексте. Авторы предприняли попытку представить двухмерную модель означивания современного вербального пространства. Данная модель позволяет понять процесс формирования социальных сценариев, закрепляемых в языковом пространстве. Кроме того, разработанная авторами модель снабжает исследователя цельной картиной динамики социальных процессов в обществе, представленных посредством обращения к феномену языка как к универсальному социокультурному коду

    Ключевые слова: семиотическая модель, вербальное пространство, социальный сценарий, дискурс, язык, социальное пространство, социокультурный код, социальный феномен, знаковая система

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

  • Обобщение закона факторизации семантического пространства применительно к любым оценочным шкалам

    Приводятся некоторые экспериментальные закономерности, полученные на базе мониторинга и моделирования эмоционального восприятия социальных процессов, проводимых с 2009 года по настоящий момент методом семантического дифференциала. Всего за этот период было опрошено несколько тысяч респондентов, в основном студентов городов Ростова-на -Дону, Грозного, Владикавказа и Карачаевска. А также политически активной части населения Ростова-на-Дону. Целью проводимых опросов было выявление эмоционального восприятия местного и центрального политических порядков, собственного уровня относительной депривации, культурной инфраструктуры и культурной жизни города в целом, собственного эмоционального состояния. Получено частичное подтверждение закона факторизации первичного пространства Ч.Осгуда. Для всех этих объектов и любой аудитории первичные семантические признаки сводятся к трем-четырем факторам. Однако нами показано, что такая закономерность наблюдается только для классического метода факторизации, при котором факторы выявляются на основе минимизации специфического случайного остатка. Для других методов факторизации число выявленных латентных показателей возрастает. Отметим, что этот результат ранее в литературе не отмечался. Вторая часть закона Осгуда о природе латентных показателей как факторов оценки, силы и активности не обладает такой общностью. Для наших объектов разбиения первичных признаков на пучки не происходит, все признаки перемешаны в каждом факторе. Проведенный факторный анализ результатов, полученным по когнитивной части анкеты показал, что и для этих параметров выполняется та же, что и для семантической части, закономерность. Вся совокупность первичных признаков сводится к четырем-пяти латентным факторам. Когнитивная часть анкеты никакого отношения к методике семантического дифференциала не имеет. Общим для обеих частей анкеты является то, что в них используются оценочные шкалы. И полученный результат заставляет предположить, что обнаруженная Осгудом закономерность факторизации связана не со спецификой семантического пространства и эмоционального восприятия, а является частным случаем общей факторизации любой оценочной шкалы. Для проверки этого предположения было проведено исследование результатов опроса студентов ЮФУ с целью выявления удовлетворенности учебным процессом, проведенным в 2015 г. Анкетирование носило чисто когнитивный характер, было использовано 20 первичных когнитивных признаков, характеризующих образовательный процесс с различных сторон. Всего было опрошено около 4000 студентов. Факторизация классическим методом показала, что три показателя описывают 95% вариации первичных признаков, а четыре – 97%. Что убедительно показывает общую природу факторизации как семантических, так и когнитивных оценочных шкал. Нами предположено, что природа такой закономерности кроется в психофизиологических особенностях формирования оценок респондентами. В среднем человек оценивает любой объект не более чем по трем – четырем факторам. При попытке увеличить число оцениваемых параметров между ними начинает наблюдаться корреляция. Этот результат заставляет по новому взглянуть на разработку анкет и на адекватность многих проведенных ранее опросов. Получается, что использовать крупные шкалы (с числом оцениваемых параметров гораздо больше четырех) не имеет смысла, они все равно свернутся до четырех факторов. При этом адекватность результатов естественно будет снижаться. Выявленная ограниченность восприятия оценочных параметров служит дополнительным источником погрешностей результатов измерений. И в полной мере это относится ко всем ранее полученным результатам по большим оценочным шкалам.

    Ключевые слова: семантический дифференциал, Осгуд, семантическое пространство, факторный анализ, классический метод, латентные факторы, оценочные шкалы, экспериментальная закономерность факторизации шкал, психофизиологическая природа закона факторизации

    05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

  • Анализ эмоциональных состояний студенчества Ростова-на-Дону в конце 2015 гг.

    В данном научном исследовании представлены результаты анкетирования, проходившего в конце 2015 г. среди вузов Ростова-на-Дону. В опросе участвовала студенческая молодежь РГСУ, ДГТУ и ЮРИУ РАНХиГС. Цель работы - раскрыть эмоциональные состояния молодых людей. Всего было опрошено 157 респондентов различных лет обучения: с 1 по 4 курс. Были выявлены устойчивые показатели экономического благосостояния и социальной защищенности со средними значениями 3,03 и 3,64 соответственно. Высокий уровень жизненных перспектив - 3,71 по значению средних. При этом 30% респондентов склонны испытывать определенную степень беспокойства за свое будущее. 25% опрошенных часто испытывают эмоциональные перепады настроения. Несмотря на наличие проблем с экономической и социальной защищенностью, студенты в основном дают высокие эмоциональные оценки своей жизнедеятельности: 80 % вполне довольны своей жизнью и 20% испытывают определенную степень недовольства.

    Ключевые слова: субъективное восприятие, эмоциональные состояния, анкетирование, функции распределения, сравнительный анализ, относительная депривация, социальная напряженность

    05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям) , 05.13.18 - Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ