×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Стилистические особенности эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX – XX веков

Аннотация

И.А. Москаленко

Дата поступления статьи: 09.06.2013

Статья посвящена особенностям эклектики в центральной части города Ростова-на-Дону на рубеже XIX – XX веков. В российской архитектуре в 1840-1850 гг. преобладала эклектика. Всё многообразие её разновидности сводится в российской архитектуре к двум разновидностям: первая из них восходит к ордерной традиции (неогрек, ренессанс, барокко, рококо, пампеянский), а вторая - к неклассическому наследию (византийский, русский, готический, романский стили). В ростовской архитектуре получили распространение обе разновидности. Этому способствовало не только многообразие жизни города, интенсивное развитие торговли промышленности, порождающие разнообразие новых типов зданий, но и технический прогресс, благодаря которому изменились средства производства.

Ключевые слова: город, эклектика, архитектура, здание, форма

Эклектика при своём возникновении вдохновлялась тремя основными идеями – антиакадемизмом, апологией средневековья и национальным колоритом, то есть фактически эстетикой романтизма.

В российской архитектуре в 1840-1850 гг. преобладала эклектика. Всё многообразие её разновидности сводится в российской архитектуре к двум разновидностям: первая из них восходит к ордерной традиции (неогрек, ренессанс, барокко, рококо, пампеянский), а вторая - к неклассическому наследию (византийский, русский, готический, романский стили).

Наступило архитектурное безвременье.

В ростовской архитектуре получили распространение обе разновидности. Этом способствовало не только многообразие жизни города, интенсивное развитие торговли промышленности, порождающие разнообразие новых типов зданий, но и технический прогресс, благодаря которому изменились средства производства.

Эклектичный метод получил распространение более широкое, чем когда-либо, но не определял всего разнообразия её явлений. Более точен, - как указывает А.В. Иконников, - термин «архитектура выбора», основанный на новой направленности постклассического историзма.

В этот период эклектика заявляет себя не только в оформлении интерьеров, но и в декоре фасадов, стилизованных в «готическом», «древнерусском» и др.

Приобретению «столичности» города способствовали ряд зданий построенный по проектам, приглашенного петербуржца академика Померанцева Александра Никаноровича, среди которых здание Городской Думы, доходный дом Генч-Оглуева, гостиница «Большая Московская» (в соавторстве с Н.Н. Дурбахом). Все, кто проектирует и строит в последующее время на Большой Садовой, подтягиваются к заданному А.Н. Померанцевым высотному масштабу и, безусловно, профессиональному уровню.

В ростовских постройках проявляются стилевые предпочтения Померанцева, где академик использовал отечественное наследие как «мотив», проявившийся в сочетании разнообразных форм классической архитектуры, сложной компоновке элементов фасадов и декорирующих их деталей.

Построенный в 1881г. доходный дом купца С. Ф. Генч-Оглуева стал первой постройкой Померанцева в Ростове. Выполнявший ряд функций, как и все здания подобного типа, доходный дом включал в себя: на первом этаже – торговые ряды, на втором и третьем – конторы и квартиры, сдаваемые в наём. Здание расположено на пересечении ул. Большой Садовой и проспекта Семашко.

За успешной первой работой последовала вторая, на здание для армянского попечительского общества, впоследствии ставшее гостиницей «Большая Московская», в проектировании активно участвовал Н.Н. Дурбах, который работал в Ростове и Нахичевани-на-Дону.

Здание расположено в рядовой квартальной застройке, на ул. Большой Садовой, завершено строительством в 1896 году.

Разрабатывая тему фасадов в этой постройке, зодчий тяготеет к академическому направлению. Композиция фасада симметрична и состоит из пяти частей. Центральная, с входом, выделена крытым балконом-навесом на литых стойках, перекрывающим всю ширину тротуара…Боковые раскреповки, фланкирующие фасад, выделены рядом элементов: пилястры коринфского ордера, объединяющие 3 и 4 этажи, ажурный кованый балкон на уровне 3 этажа на всю ширину раскреповки аттиковое завершение с центральной частью в виде фронтона, возвышающееся над рядовым поясом аттика.

Центральная часть фасада представляет собой декоративный портик, образованный спаренными колоннами композитного ордера и пилястрами, объединяющими третий и четвертый этажи. Завершает композицию прямоугольный аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Архитектор также использует изменение размера окон: от огромных витрин первого этажа к меньшим размерам окон верхних этажей.

В отделке фасада архитектор использует рустовку и накладной декор в виде картушей, венков, филёнок.

Одним из красивейших зданий города является Дом городской управы (Думы), построенный также по проекту архитектора Померанцева в 1897-1899 гг. Функции здание были распределены следующим образом: с четвёртого этажа по второй разместились городские учреждения, городская дума и управа, первый этаж сдан в аренду под торговые помещения.

Высокие затраты на постройку здания было связано с рядом причин: «купечество, которое составляет значительную часть городской думы, заботится о своём престиже и не жалеет денег на строительство и украшение; строители как обычно завышают расходы в процессе производства работ; не всё ладится с ценой подрядов...Так или иначе, здание заняло своё место в застройке и, наверное больше, в культуре города.

Эта третье здание мастера построено на пересечении ул. Большой Садовой и проспекта Семашко, расположено на против здания С.Ф. Генч-Оглуева завершая квартал.

Три здания, построенные 1883-1899гг. архитектором Померанцевым оказали огромное влияние на архитектуру и архитектурную культуру города.

Постройками Померанцева был задан архитектурно-пространственный масштаб ул.Б.Садовой, который затем поддержали здания начала ХХ века, отражавшие стилистику модерна и неоклассики (здание Волжско-Камского банка, здания «Проводник», Государственный банк и другие).

В Ростове в конце XIX века стали широко применять формы других стилей. Так использовались сочетания форм классицизма, барокко, ренессанса и других стилей. В этот период построек выдержанных в формах одного стиля практически не было.

Характерными чертами для городской архитектуры были пышность, своеобразная «барочность», пластичность архитектурного декора, завершения сложной конфигурации, башни и шатровые покрытия, богатство фасадов, отражающие вкус разбогатевших заказчиков, для которых облик здания становится своеобразной вывеской их состоятельности рекламным щитом владельца.

Есть примеры зданий в «готическом стиле» (дом консула Мартина Джона; дом М.М. Занфирова, 1890 г., дом Ф. Юркова, 1890г.). Проектировали для ростовских заказчиков и в так называемом, «восточном стиле». Это постройка 1870 г., известная как городская баня, и дом В.С. Кушнарёва.

Среди прочего выделялся здание доходного дома К.М. Чернова. Доходный дом К.М. Чернова изначально 3-х этажный был надстроен на два этажа. После обследования здания выполненного гражданским инженером Ф.С. Ясинским, принято решение об использовании облегчённых конструкции для надстройки 4 и 5 этажей. В результате надстройку выполнили из конструкций представляющих собой следующее – набор железобетонных тонких рам, промежутки между которыми были заполнены пробковым «кирпичом». Кроме того в угловой части здания стена обогнула купол, а примыкающие к нему раскреповки были завершены над карнизом аттиками с скульптурными навершиями. Также инженером центральные раскреповки главных фасадов были завершены высокими парапетами. А над самим карнизом поднялся ряд колонн, объединенных антаблементом с гирляндами, которые в свою очередь завершались островерхими фиалами.

Монументальность зданию предавали двухъярусные пилястровые порталы, которые украшали центр и края парадных фасадов.

Литература

  1. Кириченко, Е.И. Архитектура 1830-1910-х гг. / Е.И. Кириченко – Москва, 1978.

  2. Стр.74 Кукушин, В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону.: ГинГо, 1996. – 126с.

  3. Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницына. - Ростов-на-Дону, 1999. – 288с. - ISBN 5-8456-0433-8.

  4. Ребайн, Я.А. Ростов-на-Дону / Я.А. Ребайн. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства. – 1950.

  5. Волошинова, Л.Ф. Перекресток столетий. Судьбы улиц, площадей, зодчих / Л.Ф. Волошинова. – Ростов-на-Дону.: Донской Издательский дом, 2004 – 225с.

  6. Ушаков Ю.С., Славина Т.А. История русской архитектуры / Т.А. Славина, Ю.С. Ушаков. – Санкт-Петербург.: Стройиздат. - 1994

  7. Зильберова И.Ю., Петров К.С. Проблемы реконструкции жилых зданий различных периодов постройки [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 ч.1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1119 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  8. Зильберова И.Ю., Высоковская Л.В. Особенности проектирования в России [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 ч.1. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1081 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

  9. Sam Hall Kaplan A Tour of Eclectic L.A. Architecture [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://articles.latimes.com/1987-03-14/news/vw-9569_1_architectural-tours (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. англ.

  10. Brendan Sainsbury Cuba’s eclectic architecture[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bbc.com/travel/feature/20121018-cubas-eclectic-architecture (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. Англ.