×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Тенденции становления и развития сферы услуг в региональной экономике

Аннотация

Д.И. Сущенко

В статье рассмотрены особенности, тенденции становления и развития сферы услуг в региональной экономике.
Ключевые слова: сфера услуг, конкурентоспособность, сервисная экономика.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Функцию распределения и обмена в экономических системах, реализует сфера услуг, осуществляющая движение ресурсов и благ, которыми располагает общество, непосредственно удовлетворяющая потребности людей. Услуги характеризуют сложное явление, с одной стороны, в виде благ, ценностей, и, с другой стороны, – это процесс предоставления их потребителям. При этом сущностью услуг является специфическая форма деятельности, в результате которой ресурсы или продукты трансформируются в иные потребительные стоимости.
Услуги обладают различными свойствами и в разном сочетании проявляющиеся в практике: материальности или нематериальности; совпадения или несовпадения процессов производства и потребления; масштабности или локальности; конкурентоспособности или неконкурентоспособности; транспортабельности или нетранспортабельности; однородности или неоднородности качества; индивидуальности или массовости; наличия или отсутствия прав собственности и пр. В качестве критериев предоставления услуг выделяются следующие: доминирующих факторов (в том числе, персонала и технологии); частоты приобретения; типичности (универсальные и массовые); процессов или продукции; потребительской ориентации (индивидуальной, в рамках домохозяйств, общественной); платных, бесплатных либо дотируемых; свободных или регулируемых цен и др.
Современное общество становится в определенном смысле сервисным, а экономика из "индустриальной" преобразовывается в "сервисную". В отличие от "индустриальной" экономики с преобладанием продукции в натурально-вещественной форме, массовым производством товаров и высоким уровнем материальных затрат "сервисная" экономика приобретает ярко выраженный социально-ориентированный характер.
Сервисная экономика формируется и развивается на основе определенных принципов: единства социально-ориентированной экономики и политики; разграничения и интеграции элементов социально- ориентированной экономики на всех уровнях; системного анализа с использованием источников и факторов социально-экономического роста; формирования и развития социального партнерства между субъектами труда, капитала и политики.
Сервисная экономика, развиваясь в соответствии с выявленными принципами, выполняет ряд важных функций: мониторинга и обратной связи с клиентами; удовлетворения специфических потребностей клиентов путем постоянного улучшения качества услуг; использования технологии как конкурентного преимущества; обеспечения гибкости менеджмента, учитывающего, с одной стороны, движения к определенной однородности вкусов, с другой – их индивидуализацию; стратегического планирования с учетом маркетинга семи элементов (сервисный товар, цена, методы распространения и стимулирования, участники, физическое окружение, процесс).
Сервисному сектору России ныне присуще чрезмерное развитие торгово-посреднических услуг, которые в реальности содержат в себе часть доходов ресурсно-экспортного сектора. Рост сферы услуг в меньшей степени зависит от конечного спроса домашних хозяйств, а в большей мере связан с государственными расходами и динамикой экспорта. Дальнейшее развитие производства в этой сфере должно основываться на росте рыночных услуг.
Стратегическое планирование в сервисной экономике должно учитывать важные перемены, наблюдающиеся в обществе, такие как: переход от долгосрочного пользования вещью к краткосрочному или одноразовому; увеличение скорости перемен; изменяющийся характер связи человека и вещи (прокатный бум, имущественный найм); оживленное и увеличивающееся передвижение людей во всем мире и т.д.
Главным экономическим ресурсом экономической активности из материального производства в сферу услуг выступают информация и знания, наблюдается доминирование в структуре занятых профессионального и технического класса, очевидна существенная роль технологии как источника нововведений. Следовательно, в настоящее время наблюдается переход от индустриальной парадигмы ведения бизнеса к сервисной.
Основными свойствами сервисной деятельности являются следующие: создание условий для осуществления производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека без изменения вещества и природы; создание полезного эффекта, который не существует как отличная от потребительной стоимости вещь и может потребляться лишь в процессе производства; целевая направленность на продукт и удовлетворение определенных потребностей человека.
Из всего многообразия объяснений причин роста услуг и формирования соответствующей сферы можно выделить три основные: создание и развитие некоторых видов услуг требует непосредственного участия наукоемких отраслей промышленности с переоснащением соответствующих производств современной техникой; прогресс сферы услуг непосредственно обусловлен динамикой уровня жизни населения, а важным мультипликатором экономического развития является потребительский рынок, обеспечивающий население необходимыми товарами и услугами; расцвет сферы услуг в развитых странах мира объясняется не только изменением в динамике доходов населения региона, но и изменением потребительской психологии общества.
Для предыдущей истории капиталистического общества был характерен культ накопительства: деньги должны были "работать" – либо быть в деловом обороте, либо вложенными в вещи, обладающие высокой стоимостью. Однако утвердившаяся в 60-е годы ХХ века культура потребительства пропагандирует иной подход к услугам – в качестве инструмента реализации естественного права человека на полноту жизни. Символом благополучия становится возможность потреблять разнообразные услуги.
Периоды становления и развития сферы услуг


Периоды развития

Основы исторической эволюции

1 (довоенный период)

Для первого, довоенного периода развития сферы услуг характерно то, что услуги в большей мере выполнялись в материальном производстве, являясь своего рода придатком, сателлитом последнего. Для услуг этого периода характерна высокая степень индивидуальности, низкая степень индустриализации и внедрения промышленных технологий. Способ оказания услуг был, как правило, кустарный, почти всегда высокотрудоемкий.

2 (45-70-е годы ХХ века).

Для периода окончания второй мировой войны до середины 70-х годов ХХ века характерны оживление и рост сферы услуг, которые обусловлены несколькими факторами. Происходит активный приток трудовых ресурсов в сферу услуг из материального производства (сельского хозяйства, промышленности). Наблюдается продолжающийся рост производства и потребления услуг. Появляются новые виды услуг, формируется специфическая отрасль экономики.

3 (середина 70-х годов по настоящее время)

Третий период отмечен энергетическими кризисами и массовой компьютеризацией. Особенностью этого периода являются обширные преобразования в сфере услуг, суть которых сводится к её более активному воздействию на все стороны бытия. Материальное производство оттесняется на второй план, ведущую роль начинает играть сфера услуг. При этом присущая (ранее) услугам индивидуализированность постепенно утрачивается, уступая место индустриализации.

Исследование динамики развития сферы услуг развитых стран позволяет выявить несколько устойчивых тенденций: определена высокая зависимость потребления услуг от состояния платежеспособного спроса населения; обозначился сравнительно высокий удельный вес малого предпринимательства; развиваются процессы концентрации и интеграции производства, с участием малых и средних предприятий; участие государственных институтов в развитии социальных отраслей.
Важной отличительной спецификой развитого рынка услуг является наибольшая эластичность и более высокая (по сравнению с розничным товарооборотом) динамика объема платных услуг. Особенностью рыночных отношений в ряде отраслей сферы услуг обозначена значительная возможность для экономических экспериментов, нововведений, вследствие которых наблюдается определённый мультипликативный эффект их воздействия на другие отрасли народного хозяйства и структуру занятого населения региона.


Литература

1. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. М. Издательско-торговая карпорация «Дашков и К», 2007.
2. Елисеева Т.П. Антикризисное управление региональным экономическим развитием. Монография. Шахты, ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010.
3. Мустафаева З.А. Закономерности и факторы развития сферы услуг в региональной экономике. Монография. Нальчик: КБГУ, 2006.