×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Исследование конкурентоспособности регионов

Аннотация

А.И. Попова, Г.В. Саркисянц

Статья посвящена анализу различных подходов к исследованию конкурентоспособности региона. Рассмотрены виды оценок и конкурентные преимущества.
Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, конкурентоспособность, системный рост, экономика региона, конкурентные преимущества

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Потенциал любого государства в большей степени определяется конкурентоспособностью его производителей. Принципы обеспечения конкурентоспособности заложены в основу процесса развития региона. Развитие страны зависит от конкурентного преимущества территории. Обеспечение условий для высокоразвитого и активно развивающегося рынка, создание конкурентоспособности - главный из национальных и региональных приоритетов государственной политики.
Устойчивое развитие регионов определяет необходимость проведения логичной и результативной региональной политики, исполнение которой связано с задачей повышения конкурентоспособности субъектов РФ. С одной стороны для региона, как субъекта конкурентной борьбы, увеличение конкурентоспособности означает возможность повышения эффективности развития, а с другой, - право занять достойное место в системе федерального устройства и содействовать экономическому росту  страны. Вследствие этого, понимание содержания межрегиональной конкуренции и освоение принципов укрепления конкурентоспособности регионов становится приоритетным методом региональных органов управления.
Отмечается многообразие видов оценки конкурентоспособности региона по:
- инвестиционной привлекательности;
- уровню (качеству) жизни населения;
- эффективности использования ресурсов.
Положение регионов оценивается по показателю инвестиционной привлекательности, что недостаточно для анализа перспектив развития, которые имеют высокий неиспользованный потенциал. Отрицательная сторона оценки это не только «миграция» капитала, но и товарных, трудовых, информационно-технологических и других ресурсов.
Решая задачу конкурентоспособности государственного субъекта, необходимо обеспечить увеличение соответствующего объема доходов, в том числе для проведения социальной политики. Задача региональной политики состоит в обеспечении занятости населения, надлежащего уровня образования и здоровья нации, социальной помощи. Из этого следует, что существенное повышение уровня жизни граждан, уменьшение социального неравенства общества невозможно без роста конкурентоспособности.
В большинстве исследований преимущество отдается балльным или экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов развития экономики. На практике такие оценки являются субъективными и выравнивают настоящую дисперсию региональных характеристик, так как эксперты опасаются крайних оценок. И.П. Данилов отмечает, что данный метод необходим при решении сложных задач определения и выбора объектов, в том числе специального назначения при исследовании и прогнозировании обстоятельств с большим числом немаловажных факторов, когда необходимо привлечение знаний и опыта высококвалифицированных специалистов [1]. Виды экспертных оценок - это способы организации работы с экспертами и обработки информации, выраженные в количественной и качественной форме с целью подведения итогов для принятия решения [1].
Статистические балльные оценки применяются с использованием приведения числовых значений статистических показателей к балльным оценкам по какой-либо шкале.
Интегральный уровень конкурентоспособности региона является относительным показателем, независимым от площади территории или численности населения региона. Темповый показатель в отличие от объемного, не склонен к территориальным различиям в разделении экономики регионов. При этом выявляются источники благополучия и возможности его повышения при перенаправлении органов власти в сторону дефицитных в их деятельности ценностей.
При анализе соотношения инвестиционной привлекательности и эффективности использования ресурсов можно определить, насколько целенаправленно и эффективно развиваются территории. Отсутствие инвестиционных ресурсов означает кризисное состояние экономики региона и уровня конкурентоспособности.
Уровень конкурентоспособности региона - значение совокупной оценки анализируемого региона, соизмеримое с интегральной оценкой региона-лидера, в качестве которого более рационально использовать субъект, имеющий наилучший показатель конкурентной борьбы.
Многообразие ресурсов, имеющихся почти в каждом регионе Российской Федерации, их несопоставимость между собой, замедляют исследование взаимоотношений между количеством ресурсов в нем и результатами достижения экономического развития.
Оценка конкурентоспособности регионов невозможна без соответствующей системы показателей. В настоящее время не существует идеальной системы показателей, что связано с недостаточным вниманием со стороны различных государственных институтов к проблеме улучшения региональной политики в области конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности регионов предполагает учет количественных и качественных показателей отдельных элементов производительных сил.
Система показателей региональной конкурентоспособности представляет тождество статистических показателей, число которых зависит от числа элементов производительных сил, обеспечивающих оценку конкурентоспособности региона. Одна часть этой совокупности - это количественные и качественные характеристики конкурентного преимущества, а другая, - это показатели, характеризующие конкурентные позиции.
Количественные показатели конкурентной устойчивости:
1. коэффициент размещения производства на территории региона - это отношение удельного веса данной отрасли в регионе к удельному весу в стране. Рассчитывается по объёму произведенной продукции, основным производственным фондам, численности основных работников, производительности труда, фондоотдаче, инвестициям в основной капитал, иностранным инвестициям, экспорту и импорту [2];
2. коэффициент производства на душу населения - это отношение удельного веса отрасли к удельному весу населения региона в населении страны;
3. коэффициент специализации на данной отрасли определяется как отношение удельного веса региона в государстве по данной отрасли к его удельному весу региона в валовом внутреннем продукте страны [2].
Качественные показатели конкурентной устойчивости:
1. факторы производства. Качественная оценка наличия и досягаемости природных, инфраструктурных, материальных, трудовых и других факторов производства;
2. спрос на внутреннем рынке для продукции отрасли оценивается количественными и качественными показателями. К количественным показателям относят:
- долю продукции отрасли, реализуемой во внутренних пределах страны, в пределах федерального округа, в постсоветском пространстве, за рубежом в разрезе последних 3 - 5 лет;
- коэффициент межрегиональной товарности;
- долю подобного рода продукции производителей других регионов, реализуемой в данном субъекте, в том числе импортной.
Качественные показатели оцениваются по уровню требовательности покупателей региона к ассортименту, новизне и качеству данной продукции.
3. конкурентоспособные отрасли-поставщики или другие сопутствующие отрасли в данном регионе. Количественными показателями выступает доля поставщиков отрасли, расположенных в пределах региона, в пределах федерального округа и страны, в постсоветских республиках, за рубежом в динамике их поставок за последние 3 - 5 лет.
В ряду качественных необходимы оценки следующих составляющих [2]:
- объем и степень интенсивности профессиональных некоммерческих организаций в данной отрасли;
- наличие и уровень активности научно-исследовательских предприятий, связанных с данной отраслью;
- оценка и наличие учреждений профессиональной подготовки, связанных с данной отраслью;
- степень влияния и содействие государственных учреждений предприятиям данной отрасли;
- роль организаций СМИ в данной отрасли.
4. факторы, мотивирующие формирование эффективных стратегий организации и управления предприятиями, в том числе конкуренция на внутреннем рынке страны, характеризуются с помощью качественных показателей.
Конкурентоспособность региона генерируется на различных стадиях: на стадии биопотенциала и резервов, преобладающих на территории; на стадии руководства региона; на стадии управления территориальными процессами во всех сферах жизнедеятельности региона. Особым фактором, формирующим конкурентоспособность в настоящее время, является планирование труда в региональном управлении. Речь идет о хозяйственных совокупностях локализации трудовых процессов, их снабжении, обеспечении безопасности труда, воздействии трудового потенциала на внешнюю систему и на введение этих процессов в хозяйственные отношения, во все виды производственных и непроизводственных процессов региона.
Региональная конкурентоспособность приумножается в условиях усиления связи между факторами деятельности и жизни, между профессиональными требованиями и применением материальных и интеллектуальных ресурсов региона. Конкурентоспособность субъекта формируется при действенной подготовке кадров и результативной практике обученного персонала.
Опираясь на долгосрочную перспективу, конкурентоспособность региона выделяет такой фактор, как сохранение здоровья рабочего персонала и всего населения региона. В настоящее время в РФ поддержание здоровья населения как основного фактора конкурентоспособности происходит в условиях неполной диспансеризации трудоспособного населения.
По своему свойству показатели конкурентоспособности регионов могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным показателям относятся те, которые наиболее полно характеризуют тот или иной элемент производительных сил или характер его использования. К вспомогательным показателям относят уточняющие состояния отдельного элемента производительных сил и его использование.
В суммарном отношении оценка региональной конкурентоспособности предполагает наличие и использование в обязательном порядке минимального количества показателей, характеризующих в отдельности, как конкурентное превосходство, так и конкурентные позиции. Количественный состав вспомогательных показателей конкурентоспособности регионов должен обеспечивать необходимую полноту информации, достаточную для данной оценки [3]. Поэтому количество вспомогательных показателей конкурентоспособности не может превосходить допустимые нормы. В большинстве случаев для оценки конкурентоспособности регионов достаточно использовать показатели в пределах от одного до трех. В исключительных случаях, при глубинном анализе, может использоваться и большее количество таких показателей.
Система показателей региональной конкурентоспособности представляет собой попытку теоретического отображения объекта действительности с подходящими ему свойствами и отношениями в некоторой модели объекта. Понятие системы показателей региональной конкурентоспособности и ее структура являются доступными и предполагают различные уточнения и разъяснения. Главным для этой системы является сохранение единства, содержащееся в тех связях, которые зарождаются и развиваются между отдельными элементами производительных сил на данной территории. При исчезновении и разрушении таких связей нет необходимости в использовании показателей конкурентоспособности регионов. В этом случае появляется необходимость в применении оценок, характеризующих процессы распада экономического пространства региона или кризисность отдельных территорий [4].
Конкурентоспособность региона определяется наличием конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, а также способностью региональных органов управления создавать условия организациям для достижения и поддержания конкурентного лидерства в определённых областях производства.
В настоящее время в экономике России и ее регионах, в отдельных организациях важно находить эффективные пути, обеспечивающие увеличение продуктивности. Методом повышения конкурентоспособности является реализация инновационных решений на государственном, территориальном и областном уровнях, а также на уровне организаций и предприятий. Региональная инновационная стратегия основывается на обеспечении минимального расходования ресурсов производства и ресурсосберегающем мышлении.
Отсутствие стратегии и разделения производственных секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных соглашений в пределах установленных государством преимуществ и норм. В связи с этим необходимо учитывать, что каждый регион решает свои индивидуальные задачи, определяемые его законодательными и нормативными документами.
Существует ряд факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности Ставропольского края:
- приоритетное географическое положение региона;
- наличие развитой инфраструктуры;
- достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;
- наличие высококвалифицированных специалистов и инновационного потенциала;
- государственное стимулирование сельскохозяйственного производства;
- умеренно развитый промышленный комплекс региона.
Таким образом, каждый регион стремится объективно оценить свои возможности и конкурентные позиции. Конкурентоспособность региона представляет фиксированное выражение его инновационной способности адаптироваться к изменению условий внешней среды (рыночной конкуренции), нацеливающей на обеспечение удовлетворения запросов населения, повышение качества жизни, экономическую эффективность функциональной деятельности.

Литература:

1. Данилов, И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) [Текст]/ И.П.Данилов. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007. - 368 с.
2. Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона [Текст]/ Л.Н.Чайникова.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 148 с.
3. Альберт, М. Основы менеджмента [Текст]/ М.Альберт, М.Х.Мескон, Ф.Хедоури.- М.: Вильямс, 2007. - 251 с.
4. Портер, М. Конкуренция: обновленное и расширенное издание [Текст]/ М.Портер. - М.: Вильямс, 2010. – 592 с.