×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Формирование механизма государственного регулирования устойчивого развития предпринимательских структур Краснодарского края

Аннотация

А.А. Халяпин

Рассмотрено государственное регулирование аграрного бизнеса на федеральном и региональном уровнях, предложена программа по устойчивому развитию предпринимательских структур сельского хозяйства в условиях кризиса, раскрыта картина депрессивности основных сфер сельских территорий Краснодарского края и разработаны мероприятия по выравниванию положения в отсталых районах

Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, сельское хозяйство, депрессивность территорий, устойчивое развитие, хозяйственный механизм

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Мировой опыт развития аграрной экономики показывает, что государственное регулирование отрасли - это не только необходимость, но и закономерность раз­вития многих стран. Если уровень господдержки сельского хозяйства в Японии составляет 65%, в странах ЕС - 49%, в США - 24%, то в России этот показатель равен лишь 7,1%.
Необходимость усиления государственного воздействия на агро­бизнес в России обусловлена целым рядом причин, среди которых можно назвать важность обеспечения продовольственной безопасности, слабую конкурентоспо­собность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень доходов потребителей. Поэтому поддержка развития предпринимательства в сельском хозяйстве должна стать целью государственного регулирования АПК. При этом построение системы госрегулирования должно быть ориентировано на специфические цели и задачи, которые в России имеют существенные отличия от зарубежных стран.
Мировой опыт показывает, что эффективное функционирование агробизнеса невозможно без активного вмешательства государства, причем его роль существенно возрастает на этапе перехода от одной социально-экономической систе­мы к другой, что имеет место в Российской Федерации. Особенно это важно для сельскохозяйственного подкомплекса АПК в силу низкой конкурентоспособности и производительности отрасли, ценового диспаритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и т.д. [3].
Чтобы привести в действие имеющиеся резервы, необходима переориентация государственной поддержки преимущественно на создание условий для оптимального долгосрочного кредитования сельского хозяйства. Агропроизводство сможет в несколько раз снизить затраты на единицу продукции за счет модернизации действующих и освоения новых технологий, и тем самым, уменьшить потребность в дотациях и компенсациях на поддержание затратного производства. Собственно, учет этого был заложен в приоритетный национальный проект «Развитие АПК», предусмотревший выделение средств из бюджета на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, а также по кредитам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подворьями и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Эта мера позволила только на технико-технологическое перевооружение животноводства привлечь десятки миллиардов рублей.
На наш взгляд формирование эффективного социально-экономического механизма государ­ственного регулирования агробизнеса с позиций системного подхода предполагает четкое определение целей, субъектов и объектов воздействия, средств, способов и методов его реализации, что представлено на рис. 1.
Важным условием построения социально-экономического механизма гocpeгулирования на региональном уровне является разграничение компетенции между федеральными и региональными органами власти. Социально-экономический механизм государственного регулирования в региональном АПК представляет собой совокупность форм и методов воздействия на экономические и социальные интересы субъектов агросферы с целью развития их производственной и инвестиционной деятельности, обеспечивающей насыщение продовольственного рынка. Методика построения такого механизма представлена в блок-схеме на рис. 2 [1].
Оценка деятельности субъектов аграрной сферы Краснодарского края свидетельствует о неустойчивости и нарушении производственно-хозяйственных связей между его звеньями, свёртывании государственного финансирования, снижения покупательной способности потребителя сельскохозяйственной продукции, росте неплатежей между предприятиями и слабой конкурентоспособности продукции на федеральном рынке продовольствия.



Рис. 1 – Регулирование агропромышленного производства и агропродовольствен-
ного рынка [2]

Аграрная реформа в России направлена на формирование предпринимательских структур рыночного типа, которые должны обеспечить не только высокоэффективное, но и устойчивое производство сельскохозяйственной продукции. Повышение устойчивости предприятий агробизнеса - это одно из стратегических направлений развития сельскохозяйственного производства.



Рис. 2 – Блок-схема построения системы государственного регулирования на региональном уровне

Проведенная оценка устойчивости развития предприятий агробизнеса позволя­ет выбрать наиболее целесообразную для каждой предпринимательской структуры стратегию развития. Важное значение при разработке стратегии устойчивого развития имеет сбалансированность интересов всех участников на макро- и микро­уровне. Речь при этом вдет, прежде всего, о достижении компромисса с позиций взаимосвязанных сторон.
Для этого нами предлагается блок-схема программы по устойчивому развитию предпринимательских структур сельского хозяйства в условиях кризиса (рис. 3).
Наши исследования позволили обозначить картину депрессивности основных сфер сельских территорий региона, что имеет определённое научное значение (рис. 4). Анализ статистических данных и социологического материала свидетельствует, что депрессивные районы Краснодарского края нуждаются в особом социально-эконо­мическом механизме, способствующем восстановлению и рациональному использованию ресурсного потенциала АПК края, нормализации платежеспособности сельскохозяйственных организаций, социальной направленности рыночных преобразований как определяющего фактора снижения экстремального напряжения в обществе.


Рис. 3 - Блок-схема программы по устойчивому развитию предпринимательских структур сельского хозяйства в условиях кризиса (составлено автором)

В условиях системного кризиса и хронической неплатежеспособности ряда сельскохозяйственных предприятий возникает проблема реформирования социально-экономического механизма внутрихозяйственных отношений. Это может стать главным рычагом подъема аграрной экономики и социальной сферы депрессивных территорий, потому что хозрасчет приводит в действие противозатратный механизм на основе коммерческого расчета. Хозрасчет - это постоянно действующий рычаг, для эффективной работы сельскохозяйственных формирований и их внутрихозяйственных подразделений. В этих условиях последние сами должны систематически совершенствоваться в сфере организационно-экономических отношений.
Следует особо подчеркнуть, что аномальные территориальные различия по уровню и качеству жизни местного населения тесно связаны с высокой долей безработных - до 40-60%. В целом неблагоприятный ры­нок труда, сложная демографическая ситуация в северных районах края, низкий уровень жизни и доходов населения в большей части и предопределяют депрессивность данных территорий. Формирование рынка труда в ряде сельских районах Краснодарского края в 90-х годах происходило в условиях сложной социально-политической и экономической обстановки, что негативным образом сказалось на общем состоянии занятого населения края сегодня [1].



Рис. 4 - Картина депрессивности основных сфер сельских территорий Краснодарского края (составлено автором)

Выравнивания ряда сельских предприятий Краснодарского края по уровню социально-экономического развития можно добиться в том случае, если темпы прироста валового регионального продукта на душу населения в депрессивных районах будут превышать положительные темпы прироста в более развитых территориях. Для этого, по-нашему мнению, необходимо:
1)    создание в крайне депрессивных районах особых экономических зон с целью привлечения инвестиций;
2)    укрепление экономической базы депрессивных районов путем господдержки для решения их социальных и экологических задач;
3)    ускоренное развитие экономики депрессивных территорий с использованием конкурентных преимуществ приоритетных отраслей;
4) оказание значительной помощи убыточным организациям агробизнеса.
Анализ показывает, что для выхода ряда сельских территорий края из состояния депрессивности им необходимо изменить структуру аграрной экономики, приспосабливая её в первую очередь к рыночным отношениям и доведя выпускаемую продукцию до уровня необходимых стандартов.
Таким образом, в аномальных условиях рынка труда неизбежно возникает проблема формирования социально ориентированного хозяйственного механизма отраслей и предприятий АПК, прежде всего, на базе полного трудообеспечения сельского населения. Следует учитывать, что субъекты агросферы, и прежде всего ЛПХ депрессивных территорий имеют «селообразующий» характер, являясь единственным местом трудовой деятельности для местных жителей. Поэтому реформирование и реорганизация хронически неплатежеспособных сельскохозяйственных структур, на наш взгляд, должны проводиться не с целью немедленного банкротства. Переход к доходной экономике возможно осуществлять эволюционным путем за счет присоединения организаций-должников к рентабельным предприятиям АПК, выделения из их состава жизнеспособных структурных подразделений, добровольной санации, государственной поддержки, помощи кадрами и инновациями, смены руководителей, кредиторской поддержки и т.д.

Литература:
1. Айдинова, А.Т. Экономическая эффективность аграрного предпринимательства: Коллективная монография / А.Т. Айдинова, С.В. Аливанова, А.А. Халяпин и др. (всего 43 чел.) – Ставрополь: ООО «ИНЦ «Фабула», 2011. – с. 226-240.
2. Халяпин, А.А. Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики / А.А. Халяпин // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс] – Краснодар: КубГАУ, 2012. - №79 (05). – Режим доступа: http: // ej // kubagro.ru / 2012 / 05 / pdf.
3. Штейнберг, И.Е. Трансформация трудовых отношений на селе в зависи­мости от включённости населения в новые хозяйственные уклады / И.Е. Штейнберг.- М., 2009. - с. 44-49.