Эффективность профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономических специальностей
Аннотация
При решении вопроса о роли профессионально-прикладной физической подготовки необходимо исходить из потребностей в двинательной активности и целей профилактики профессиональных заболеваний специалистов посвятивших себя своей професии многие годв, а также из учета состояния физической подготовленности абитуриентов поступивших в вузы экономического и сходного с ним профиля. Эти две стороны взаимообусловлены и представляют собой единый процесс.
Ключевые слова: Физическое воспитание, физические качества, двигательная активность, производственные операции
Анализ и обощение литературных источников [1, 2] и результаты собственных исследований позволяют сделать выводы. Профессиональная деятельность специалистов умственного труда, к которым относятся экономисты характеризуется следующими признаками:
- однообразие рабочей позы с напряженностью мышц спины, шеи, плечевого сустава;
- однотипной структурой двигательных действий;
- монотонностью работы с большой концентрацией внимания и напряжением зрительного анализатора;
Все перечисленные фаторы ведут к быстрому утомлению, снижению работоспособности и появлению ошибок, это ухудшение состояния организма усугубляется и тем, что оно проявляется на фоне нервно-эмоционального напряжения, усиливающего физическое и психическое утомление организма, что приводит к снижению производительтности труда, возникновению профессиональных забьоелваний.
К ведущим физическим качествам и функциям организма для успешного освоения професии экономиста и самостоятельной работы, следует отнести быстроту движений, устойчивость и переключение внимания, точность движений, выносливость к монотонной усидчивой рабоете [4]. Результаты педагогического и производственного эксперимента позволили определить основное содержание профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов экономического профиля, включающий средства из всех практических разделов программы физического воспитания студентов высших учебных заведений. Эти упражнения направлены на развитие и совершенствование физических и психических качеств. Для развития специальной выносливости предлагается повторный бег 200-400 м., бег с ускорениями по пересеченной местности 150-200м., для развития общей выносливости (Тест Купера).
Для развития быстроты: бег с низкого старта 30-60 м., бег 30 м. с хода, 15 секундный бег на месте с различной частотой шагов, ведение баскетбольного мяча с быстрым изменением направления и скорости передвижения.
Для совершенствования точности движений: броски баскетбольного мяча в корзину, в цель по появляющимся мишеням, броски набивных мячей (весом 1,5-3кг.)
Для развития и совершенствования функции внимания: пробегание 3-50 метровых отрезков на указанное время по зрительным и звуковым сигналам, выполнение строевых упражнений на 8-10 и более счетов.
Функция равновесия-ходьба и спуски с гор, ходьба по узкой опоре.
Перечисленные упражнения оказались эффективными при проведении основных фомр занятий по физическому воспитанию, секционной работе. В целом содержание средств профессионально-прикладной физической подготовки в процессе обучения в вузе, выпускающим специалистов экономического профиля, должна составлять 25-30% от общего времени отводимого на занятия физическими упражнениями. Физическое развитие испытуемых как в экспериментальной, так и контрольной группе под вдиянием различных средств физической культуры улучшилось, однако достоверных различий между группами до эксперимента не выявлено. Существенные различия обнаружены лишь в показателях спирометрии в пользу испытуемых экспериментальной группы, что очевидно, объяснятеся использованием в течение учебного года большого объема упражнений на развитие общей выносливости. Направленное использование средств и методов физического воспитания свидетельствует о том, что испытуемые экспериментальной группы по окончанию эксперимента имели достоверно высокий уровень физической подготовленности в вузах испытаний, требующих проявление быстроты, общей выносливости, гибкости, координации движений. Это подтверждается выполнением контрольных нормативов.
Таблица № 1
Контрольные тесты для определения профессионально-важных физических качеств.
№ № п/п | Содержание тестов. |
|
Быстрота движений – бег 30м. с хода. |
|
Частота бега на месте с опорой рук о стенку за 15 сек. |
|
Время зрительно-моторной реакции оценивается по скорости выполнения тех или иных производственных операций |
|
Темпинг-тест – подсчитывается количество нажатий за 100м. |
|
Функция внимания - контрольные упражнения на внимание. |
|
Сосредоточенность и распределение внимания (по буквенным таблицам В.Я. Анфимова, в модификации А.Н. Кобанова). |
|
Опредление общей выносливости. |
Так, по 7 контрольным тестам, которые были использованы в исследовании, улучешние результатов в эксперименатльной группе произошло в среднем на 40,8%, в контрольной группе 10,3%.
Наиболее существенные улучшения показателей произошли по данным теста купера (Р<0,01) – в экспериментальной группе на 19,7% а в контрольной – 0,3% (Р>0,05), средний процент выполнения всех контрольных нормативов в экспериментальной группе составил 79,6%, а в контрольнйо 59,8%
Временная динамика профессионально-важных качеств неоднозначна. Наивысший прирост в показателях быстроты движений происходит по окончанию первого семестра, функции внимания координации и общей выносливости, к завершению второго семестра. Этот факт необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию [5, с.206], поскольку лишь дифферинцированное использование применяемых средств на протяжении учебного года позволяет получить оптимальный практический эксперимент. Физическое воспитание, в процессе которого осуществляется специальная физическая подготовка, является более эффективным средством улучшения профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, испытуемые, прошедшие курс экспериментальной программы по основным показателям; характеризующим профессионально важные качества, а по профессиональной подготовленности подошли в платную к высококвалифицированным специалистам. Наблюдения за испытуемыми, прошедшие курс занятий различными упражнениями , показали, что выпускнини вуза экспериментальной группы имели более высокую работоспособность и производительность труда в процессе производственной практики. Так студенты, занимавшиеся по программе с профессионально-прикладной направленностью, плановое задание перевыполнили на 25%, в контрольной группе, где занятия проводились по общепринятой программе физического воспитания, наблюдалось недовыполнение плана на 3,8% скорость и точность выполнения производственной операции у студентов экспериментальной группы составила 96,5%, а в контрольной 75,6%. При этом в контрольной группе испытумемые допустили в три раза больше ошибок, чем в экспериментальной. Для объективной оценки общей и профессионально-прикладной подготовленности студентов экономических вузов, в дополнение к существующим контрольнгым нормативам рекомендуются следующие тесты:
- бег 30м. с хода и снизкого старта;
- 15 секундный бег на месте с опорой руками о стену;
- 12 минутный бег (Тест Купера)
Разработанные нами средства профессионально-прикладной физической подготовки могут быть использованы в экономических вузах, а также в учебных заведениях, осуществляющих подготовки специалистов эжкономического профиля.
Литература
-
Зубцов Р.Г. Изменение скоростно-силовых качеств студентов в процессе учебного года. //Теория и практика физической культуры-197_г.-№11-с.63-67.
-
Гориневский В.В. Избр. Соч.:М., 1951-Т-1-с.-274-276.
-
Кириченко С.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов экономического факультета: Автореф. Дисс.Канд.пед.наук.-М.,1999-21с.
-
Крепс В.Н. Физиологические основы режима труда и отдыха // Психологические и эстетические основы НОТ.-М., 1971,с.82-90
-
Зимкин Н.В. Физиологические характеристики силы, быстроты и выносливости.-М.-Физкудьтура и спорт, 1956-с.706