К вопросу о применении строительных материалов в дорожно-транспортном комплексе
Аннотация
Приведен анализ месторождений глиногипса в Ростовской области с целью разработки для производства гипсовых вяжущих, применяемых в качестве строительных материалов в дорожном строительстве
Ключевые слова: строительные материалы, гипсовые вяжущие, месторождение, дорожно-транспортный комплекс
За последние несколько лет в Российской Федерации ежегодный прирост выпуска продукции строительных материалов составлял в среднем около 10 %. Проведенный СоюздорНИИ расчет объемов производства различных строительных материалов и изделий для дорожно-транспортного комплекса показал, что достигнутые значения не полностью удовлетворяют потребностям современного строительства. Одной из основных причин низкой эффективности производства строительных материалов является отсутствие комплексного подхода к рассмотрению всей технологической системы, включающей добычу сырья, его переработку и транспортировку потребителям.
Существует множество приоритетных направлений повышения эффективности производства строительных материалов, основными из которых являются:
- техническое перевооружение и реконструкция действующих карьеров, перерабатывающих предприятий, обогатительных цехов с учетом изменений качества сырья и требований к продукции;
- внедрение прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих увеличение производительности труда, снижение энергоемкости и повышение качества продукции;
- возобновление разработки не эксплуатирующихся месторождений.
Кроме того, проблема обеспеченности строительными материалами может быть решена путем более широкого применения в конструктивных слоях дорожных одежд композиционных материалов на основе грунтов, побочных продуктов, отходов промышленности и различных вяжущих веществ, в том числе и гипсовых [1]. Ростовская область располагает значительными запасами природного гипсового камня, добыча которого не требует значительных энергетических затрат. Следовательно, гипсовые вяжущие, которые используются в качестве добавки к минеральным вяжущим материалам, расширяющих добавок к портландцементу, можно считать местным дешевым вяжущим материалом, применение которого снижает затраты на строительство автомобильных дорог.
Настоящее исследование содержит анализ состояния месторождений глиногипса в Ростовской области и возможности их дальнейшей эксплуатации для нужд предприятий дорожно-транспортного комплекса. Источником информации выступили данные учетных листков кадастровых месторождений полезных ископаемых Всесоюзного геологического фонда. Результаты работы получены при поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания на проведение НИОКР, шифр заявки № 7.1256.2011.
Известно, что основным сырьем для производства гипсовых вяжущих является широко распространенный природный двуводный гипс, кроме этого, используются природные смеси гипса и мелких частиц глины (гажа) или лёсса (ганч, арзык) [2].
Гипсосодержащие породы (или глиногипс) обычно представляют собой землистую породу, которая состоит из гипса с песчано-глинистыми и известково-глинистыми примесями. Химический и минералогический состав глиногипса часто заметно колеблется даже в пределах одного месторождения. Количество двуводного сернокислого кальция в глиногипсе составляет от 30 до 60%. Вяжущие вещества, полученные из глиногипса, незначительно уступают по прочности и другим физико-механическим свойствам материалам, приготовленным из относительного чистого природного двуводного гипса.
На основании учетных листков месторождений полезного ископаемого получены основные данные по 8 месторождениям глиногипса для разработки рекомендаций по их промышленному использованию в условиях Ростовской области (таблица № 1).
Таблица № 1
Результаты анализа основных характеристик месторождений глиногипса на территории Ростовской области
Название месторождения |
Буденовское |
Красно-Манычское 1 |
Наумовское |
Николаевское II |
Ново-Гашунское, уч. № 1, 2, 3 |
Лаврено-Алексеевское |
Степновское |
Лопатинское |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Запасы, тыс. тонн, категории: |
|||||||||||
А |
211 |
444 |
106,6 |
51,034 |
— |
243 |
— |
— |
|||
В |
515 |
222,9 |
84,771 |
1029 |
— |
— |
— |
||||
С1 |
211 |
1050 |
215,2 |
— |
— |
9,3 |
22 |
||||
А+В+С1 |
422 |
2011,3 |
544,7 |
135,805 |
— |
— |
— |
— |
|||
Перспектива прироста запасов |
нет данных |
нет данных |
исключена |
нет данных |
возможна |
нет данных |
нет данных |
исключена |
|||
Дата разведки, год |
1968 |
1968 |
1946 |
1962 |
1961 |
1943 |
1965 |
1963 |
|||
Сведения |
не эксплуатируется |
не эксплуатируется |
эксплуатируется (на момент 1961 г.) |
не эксплуатируется |
эксплуатируется |
нет данных |
не эксплуатируется (на момент |
не эксплуатируется |
|||
Площадь залежи, тыс. м2 |
70,2 |
3840 |
— |
157,5 |
— |
1200 |
— |
— |
|||
Перепад высот, м |
2,6 |
5,5 |
5,0 |
6,47 |
— |
10,0 |
3,79 |
2,0 |
|||
Мощность линзы, м |
0,4-2,6 |
0,2-2,7 |
0,1-3,0 |
0,6-2,8 |
0,5-2,4 |
0,2-3,2 |
0,2-3,5 |
0,2-1,4 |
|||
Мощность вскрышных пород, м |
0,2-0,6 |
0,0-0,3 |
0,2-0,4 |
0,1-0,8 |
0,1-0,8 |
0,1-0,5 |
0,0-0,5 |
0,1-0,5 |
|||
Обводненность, л/сек |
нет |
0,02-0,73 |
0,014 |
0,008 |
0,03 |
нет данных |
0,05 |
незначительна |
Продолжение таблицы № 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
Способ разработки (рекомендуемый) |
открытый |
открытый |
открытый (выше залегания водоносного пласта) |
открытый |
открытый |
нет данных |
открытый (отработка обводненных глиногипсов) |
открытый |
||||
Перспективы использования |
гипсовые вяжущие, гипсовая мука, строительный гипс |
|||||||||||
Расположение, админ. район: |
Ростовская область |
|||||||||||
Пролетарский |
Багаевский |
Пролетарский |
Орловский |
Зимовниковс-кий |
Пролетарский |
Пролетарский |
Заветинский |
|||||
до ж/д станции |
27 км - |
58 км – |
40 км - |
35 км – |
25 км – |
25 км - Пролетарская |
50 км - Пролетарская |
60 км – |
||||
до населенных пунктов |
0,3 км – |
65 км – пос. Багаевский; |
0,2 км – |
3 км – |
25 км – |
1,0 км – |
0,5 км – |
40 км – |
||||
до пристаней |
— |
29 км - |
— |
— |
— |
— |
—- |
-- |
Примечания: 1) под знаком дроби - забалансовые запасы по соответствующим категориям;
2) – среднее значение мощности линзы;
3) – сорт по ГОСТ 125.
Анализ полученных данных проводился по нескольким критериям, характеризующим возможность разработки в настоящее время (так как разведданные относятся к периоду 1961-1970 гг.) и влияющим на себестоимость добычи полезного ископаемого, следовательно, и на себестоимость производства строительных материалов. В результате могут быть сделаны следующие выводы:
1. Полезное ископаемое всех месторождений содержит двуводный гипс и может быть использовано для нужд предприятий дорожно-транспортного комплекса. Количественно (в тыс. тонн) оценить содержание двуводного гипса по месторождениям не представляется возможным из-за отсутствия данных по объемам разновидностей глиногипсов (серых, желтобурых и др.).
2. Необходимо объективно оценить состояние месторождений в настоящее время по всем категориям запасов полезного ископаемого, учитывая «временной фактор».
3. Для экспертной оценки месторождений применена бальная система, исходя из которой, месторождению по отдельным критериям начислялись баллы (максимальное количество - 8). Месторождение, набравшее максимальное количество балов может быть оценено как наиболее подходящее к применению для конкретных нужд (таблица № 2).
В качестве критериев были приняты: объем запасов полезного ископаемого; возможность разработки; объем вскрышных работ; сосредоточенность промышленных запасов (оценка проводилась на основании мощности линз гипса и площади промышленной залежи); гидрогеологические условия месторождения (оценивался перспективный водоприток); возможность доставки полезного ископаемого на предприятие железнодорожным и автомобильным транспортом.
Таблица № 2
Оценка оптимальности разработки месторождения
Наименование критерия |
Объем запасов |
Возможность разработки |
Объем вскрышных работ |
Сосредоточенность запасов |
Гидрогеологические условия |
Близость ж/д транспорта |
Близость населенных пунктов |
Суммарный балл |
Буденовское |
5 |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
49 |
Красно-Манычское |
8 |
8 |
7 |
4 |
2 |
3 |
6 |
38 |
Наумовское |
6 |
4** |
8 |
6 |
5 |
5 |
8 |
42 |
Николаевское II |
4 |
6 |
7 |
5 |
6 |
6 |
3 |
37 |
Ново-Гашунское |
7 |
5* |
8 |
3 |
4 |
8 |
2 |
37 |
Лаврено-Алексеевское |
1 |
2 |
7 |
7 |
1 |
8 |
4 |
30 |
Степновское |
2 |
3 |
8 |
1 |
3 |
4 |
5 |
26 |
Лопатинское |
3 |
1 |
8 |
2 |
7 |
2 |
1 |
24 |
Примечания: * – запасы могут быть увеличены за счет перспективных запасов;
** – прирост запасов исключен.
4. На основании вышеизложенного, в качестве сырьевой базы для производства гипсовых вяжущих в г. Шахты Ростовской области, наиболее перспективным является Буденовское месторождение.
Исследования в области использования местных материалов при строительстве автомобильных дорог могут развиваться в следующих основных направлениях: изучение возможности применения составленных вяжущих на основе гипса для укрепления различных грунтов; изучение возможности применения отходов промышленности для укрепления грунтов в дорожном строительстве.
Литература
1. Смирнов Ю.Н. Применение составленных вяжущих на основе гипса для укрепления мелкозернистых песков в дорожном строительстве с осуществлением повторного виброуплотнения: Автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.23.14 / Ленинградский инженерно-строительный институт. - Л.: ЛИСИ, 1984. – 20 с.
2. Автомобильные дороги. Новые материалы в дорожном строительстве. Тематическая подборка (утверждена Федеральным дорожным агентством от 01.01.2007 г.) - М., 2007.