×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории В

Аннотация

Е.С. Рыжкина, Р.В. Пирожков

"В данной статье рассмотрена проблема роста количества ДТП с участием молодых водителей, которая заключается в большей части не в отсутствии навыков вождения, а в непонимании последствий, которые влекут за собой нарушение правил дорожного движения и в переоценке собственных возможностей и возможностей своего транспортного средства. Были проанализированы темы и часы освоения разделов «Примерной программы подготовки водителей категории В». Поскольку автомобиль – это источник повышенной опасности, следовательно, приоритетной задачей автошкол должно быть не обучение вождению или подготовка кандидатов на получение водительского удостоверения, а обучение безопасному управлению транспортным средством. С этой целью, авторами статьи, на основании «Примерной программы подготовки водителей категории В», была составлена рабочая программа с увеличенным количеством часов как теоретического, так и практического курсов, которая наиболее полно отвечает требованиям стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Водитель транспортных средств категории В» предъявляемым к профессиональным навыкам и знаниям водителя. Предложенная программа подготовки была использована для обучения кандидатов в водители одной из автошкол города Цимлянска. "

Ключевые слова: Дорожно-транспортное происшествие, молодой водитель, стаж вождения, программа подготовки, автошкола, подготовка, кандидат в водители

05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта

Дорожно-транспортные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, водного транспорта, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди.
К факторам, способствующим ДТП, относятся не только недостатки инженерно – технического обеспечения улично-дорожной сети, но и проблемы поведения водителей  при управлении транспортным средством.
Не малую роль в росте аварийности играют молодые водители, стаж вождения которых не превышает трёх лет. Так, за 2011 год в Российской Федерации произошло 199 431 дорожно-транспортных происшествий, 18% из которых было совершено неопытными водителями.
Проблема роста количества ДТП с участием молодых водителей заключается в большей части не в отсутствии навыков вождения, а в непонимании последствий, которые влекут за собой нарушение правил дорожного движения и в переоценке собственных возможностей и возможностей своего транспортного средства.
Хорошо известная формулировка: «Автошкола ведёт подготовку кандидатов на получение водительских прав» - неверна и вводит в заблуждение кандидата в водители. Автошкола даёт «Начальное профессиональное образование по профессии водитель транспортно­го средства категории "В"».
Автошкола — это учебное заведение специального образования, предназначенное для подготовки водителей транспортных средств.
Задача любой автошколы - подготовка водителей транспортных средств.
В правилах дорожного движения «водитель» определяется как «физическое лицо, управляющее транспортным средством». В «Стандарте начального профессионального образования по профессии водитель транспортного средства категории "В"» [1] сказано что,  «водитель транспортного средства категории "В"», это начальное профессиональное образование». Так же в образовательном стандарте начального профессионального образования чётко определены профессиональные знания и навыки водителя:
«Профессиональные знания и навыки водителя позволяют ему подготавливать автотранспортное средство к эксплуатации в различных погодных и дорожных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения». Присвоение этих навыков и знаний и есть основная задача автошкол.
Подготовка водительских кадров в автошколах ведётся на основании «Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории В» [2], данная программа содержит минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.
Нами было проведено исследование вышеуказанной программы подготовки и проанализировано мнение обучающихся в одной из автошкол города Цимлянска, относительно процесса обучения и скорости усвоения читаемого материала. На основании данного исследования была разработана новая «Программа подготовки водителей транспортных средств категории В» [2].
«Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории В» [2] содержит следующие разделы:
- основы законодательства в сфере дорожного движения: теоретический курс 35 часов, практический 15 часов;
- устройство и техническое обслуживание транспортных средств: теоретический курс 15 часов, практические занятия по курсу не предусмотрены;
- основы безопасного управления транспортным средством: теоретический курс 16 часов, практический курс 2 часа;
- первая медицинская помощь: теоретический курс 8 часов, курс практики 16 часов;
- курс практического вождения составляет 50 часов.
Так же на итоговую аттестацию «внутри школьный экзамен» отводится 1 час. Итого минимальный курс подготовки водителя транспортных средств состоит из 156 часов, из которых 106 часов теории, 30 часов практики по курсу теории и 50 часов самостоятельного практического вождения.
Проанализировав темы и часы освоения разделов «Примерной программы подготовки водителей категории В» [2] можно сделать вывод о том, что наибольшее внимание уделяется разделу «Основы законодательства в сфере дорожного движения», а наименьшее разделу «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств». Но также недопустимо малое количество часов отводится на изучение раздела «Основы безопасного управления транспортным средством» (16 часов теоретических занятий, 2 часа практических). Отведённое количество часов на освоение данного кура, недопустимо мало, так как безопасное управление транспортным средством относится к «профессиональному навыку» водителя транспортного средства, и его освоение в процессе обучения является обязательным условием для кандидата в водители.
Поскольку автомобиль – это источник повышенной опасности, следовательно, приоритетной задачей автошкол должно быть не обучение вождению или подготовка кандидатов на получение водительского удостоверения, а обучение безопасному управлению транспортным средством.
С этой целью, на основании «Примерной программы подготовки водителей категории В», была составлена рабочая программа с увеличенным количеством часов как теоретического, так и практического курсов, которая наиболее полно отвечает требованиям стандарта начального профессионального образования Российской Федерации  по профессии «Водитель транспортных средств категории В» предъявляемым к профессиональным навыкам и знаниям водителя.
Нами был увеличен раздел «Основы безопасного управления транспортным средством», а именно:
-добавлена тема «Понятие молодой водитель», включающая, важные для кандидата в водители понятия (понятие «молодой водитель», субъективное и объективное чувства безопасности у неопытного водителя. Опасность подстерегающая водителя с недостаточным стажем вождения);
- в теме «Оценка опасности воспринимаемой информации,  организация наблюдения в процессе управления транспортным средством» был увеличен курс теоретических занятий и добавлены практические занятия (2 часа) поскольку данная темя является одной из наиболее важных в курсе подготовки кандидатов в водители. Так же, как обязательное занятие, был введён просмотр и анализ видео материала по пройденным темам; 
- теоретические занятия по теме «Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения» были увеличены на 2 часа и добавлено 2 часа практических занятий;
- тема «Действия водителя в нештатных ситуациях» увеличилась на 3 часа теоретических занятий.
В итоге раздел «Основы безопасного управления транспортным средством» увеличился на 15 часов. 
Так же предлагается ввести, как одни из этапов обязательной подготовки, практические занятия по темам: «Вождение в темное время суток» в размере 5 часов и, так называемое, "целевое обучение" - вождение в тех местах, где чаще совершаются дорожно-транспортные происшествия, в размере 4 часов самостоятельного практического вождения.
Предложенная программа подготовки была использована для обучения кандидатов в водители одной из автошкол города Цимлянска.
Для определения качества усвоения учебного материала и оценки знаний обучающихся, преподавателем было проведено итоговое занятие, по результатам которого были сделан вывод о том, что предлагаемая программа подготовки водителей транспортных средств даёт возможность кандидатам в водители более качественно усвоить необходимый материал.

 

Литература

1.«Стандарт начального профессионального образования по профессии водитель транспортного средства категории "В"». М.: ИРПО, 1996.
2. «Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2010 г.  N 636)