×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Разработка новых подходов к построению эффективной системы управления негосударственным вузом

Аннотация

Э.Б. Салпагарова

В статье применительно к сфере образовательных услуг региона рассмотрена специфика  и  роль негосударственного образования в нашей стране. Проведен сравнительный анализ тенденций развития платного высшего образования в нашей стране и за рубежом. На примере Ставропольского края делается вывод о целесообразности сосуществования негосударственных и государственных вузов на образовательном пространстве региона.
Ключевые слова: рынок услуг, образовательные услуги, негосударственный вуз, тенденции развития

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Тенденции современной сферы образования свидетельствуют о чрезвычайной сложности и противоречивости процессов ее развития, зависящих от эффективного применения методов управления ими.
Следовательно, образовательным услугам присущ положительный внешний эффект в результате выполнения ими социальной и экономической функции, что свидетельствует о получении выгоды от них не только потребителями, но и обществом в целом. Обусловлено это прежде всего его социальной стабильностью, духовностью, цивилизованностью, формированием человеческого капитала, ценность которого определяется объемом полученных знаний и способностью их использовать для получения конкретных экономических результатов.
В результате того, что сфера образовательных услуг постепенно стала частью рыночной системы, происходит формирование и развитие рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними конкуренцию.
Выход на рынок образовательных учреждений должен сопровождаться условиями рыночной ориентации их деятельности [1]:
- предложение таких образовательных услуг, способных пользоваться спросом на рынке вне зависимости от времени;
- обновление ассортимента образовательных услуг в зависимости от требований общества и научно-технического прогресса;
- формирование цен на образовательные услуги под значительным влиянием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса;
- активное проведение коммуникационной деятельности, направленной на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг;
- научно-педагогические исследования должны вестись как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка образовательных услуг;
- создание маркетинговых отделов в организационной структуре образовательного учреждения;
- понимание рынка образовательных услуг как совокупности социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.
Рынок образовательных услуг сочетает рыночные и нерыночные механизмы функционирования, обусловленные спецификой образовательных услуг как товара. В развитой рыночной системе функционирование рынка образовательных услуг зависит от степени развития и конъюнктуры рынка труда. Среди участников рынка образовательных услуг существуют различные взгляды на качество предоставляемых образовательных услуг. Так, для представителя учебного заведения в первую очередь качество определяется содержанием учебных программ и уровнем профессорско-преподавательского состава. Для потребителя важен результат от обучения, то есть насколько улучшатся его профессиональные навыки в результате обучения и как оно поможет решению его практических проблем [2].
При рассмотрении образовательной услуги, предоставляемой вузом, в качестве рыночного товара, возникают определенные взаимоотношения между учреждением и конечным потребителем. Однако существуют различия в отношениях в зависимости от того платные услуги или нет. Бесплатное образование характеризуется наличием посредника в виде государства между высшим учебным заведением и студентом. А в условиях платного образования выбор того или иного учреждения обусловлен в большей степени ценой за обучение, а не качеством образования. Поэтому одной из возможных оценок может быть конкурентоспособность.
Управляя образовательным учреждением, необходимо учитывать следующие особенности: значительный запас конкурентоспособности гарантирует, что его услуга будет пользоваться повышенным спросом; снижение запаса конкурентоспособности способствует увеличению прибыли. При этом возникает вопрос, какой из вариантов выбрать. Принятие решения зависит от сложившейся конкурентной ситуации на рынке. Если высшее учреждение является монополистом, то цены будут завышены, а запас конкурентоспособности упадет практически до нуля. Это объясняется тем, что образовательная услуга в любом случае будет пользоваться спросом. Однако при занятии вузом неуверенных позиций на рынке не будет преследоваться цель – получение максимальной прибыли, а направит все свои силы на увеличение конкурентных преимуществ.
Формирование конкурентной борьбы среди вузов характерное явление для сферы образовательных услуг. В результате создаются стимулы для развития системы высшего образования в целом; формируется механизм отбора наиболее эффективных решений; предоставляются возможности свободного выбора для всех участников экономических отношений. Согласно рыночным законам создаются условия для конкурентной борьбы между вузами по всем направлениям их деятельности. Способность к конкурентной борьбе обеспечивается целым рядом факторов [3]:
- ассортиментная политика предлагаемых услуг,
- наличие пользующейся спросом образовательной услуги,
- привлекательные цены,
- эффективные программы по реализации услуги,
- дополнительные услуги,
- рекламная деятельность.
Приведенные выше факторы обеспечения конкурентоспособности вузов определяют необходимость разработки конкурентных стратегий вуза. При разработке стратегии наиболее важны три момента [4]:
- выбор направления;
- сбор информации, позволяющей учитывать происходящие изменения во внешней среде, особенности рынка, действия конкурентов;
- способность реагировать на внешние изменения, использовать появляющиеся благоприятные возможности, заранее предотвращать угрозу срывов.
Отметим, что образование является одной из сфер продуктивных вложений, что объясняется высокими показателями эффективности инвестиций в образование.
В странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) бюджетные средства составляют примерно 80% общего объема финансирования, частные – от 2–3% (Финляндия, Португалия) до 25% (США) [5].
Так, внебюджетные средства можно привлечь путем реализации следующих направлений:
- реализация программ в области частичной или полной оплаты расходов за образование, включая образовательный кредит;
- создание необходимых условий для дополнительного стимулирования деятельности частного сектора [5].
В высокоразвитых странах преобладание частного сектора обусловлено возрастающим спросом на образование, что оказывает непосредственное влияние на увеличение доли внебюджетных средств в образовании, формируемых за счет привлечения средств населения посредством:
– введения платы за образование;
– расширения негосударственного сектора послешкольного образования;
– предоставления платных студенческих кредитов;
– сокращения количественных субсидий в виде грантов;
– увеличения доли работающих студентов, способных самим оплачивать образование [5].
Платное образование широко распространено в Канаде, США, внедряется в Австралии, Австрии, Великобритании, Голландии, Португалии, Японии, невысокий уровень платы за образование во Франции и Бельгии. Против идеи платного образования выступают скандинавские страны Дания, Финляндия, Швеция из-за слабой дифференциации уровней зарплаты работников с общим средним и высшим образованием. Кроме этого, действует эффективная система студенческих кредитов (Швеция) [5].
Развитие рыночных отношений в России сопровождалось переходом образования из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, в товар, а точнее услугу. В нашей стране рынок образовательных услуг сложился за достаточно короткий промежуток времени с характерным скачком их предложения за частую превышающих спрос. Необходимо отметить, что в сфере образования маркетинговый и рыночный инструментарий управления используется не так давно и не в полной мере.
Учитывая практику, опыт деятельности многих процветающих образовательных учреждений, можно сказать,  что в условиях рынка использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью является надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения, а именно в части сбыта и продвижения услуг.
В этой связи необходимо отметить, что создание образовательных услуг является основным видом деятельности учреждений образования. При этом образовательные услуги подразумевают систему знаний, информации, умений и навыков, используемых в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.
Представляя собой товар, образовательные услуги реализуются на рынке, представляющим собой совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. В этом случае рынок образовательных услуг целесообразно  рассматривать в качестве рынка взаимодействия спроса на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложения различными образовательными учреждениями [6].
Сфера образования на ряду с производителями и потребителями образовательных услуг включает участников рыночных отношений, представленных широкими кругами посредников, включающих службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Функциями данных субъектов являются содействие эффективному продвижению образовательных услуг посредством осуществления информирования, консультирования, участия в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.
В результате перехода к рыночным отношениям в России наблюдалось появление платных услуг в сфере образования, доля которых с каждым годом увеличивается, и как следствие этого обстоятельства стали создаваться частные учебные заведения.
Следовательно, закономерной тенденцией развития современного рынка образовательных услуг в России является появление платного сектора.
На рынке образовательных услуг наблюдается доминирующая роль государства: 1) со стороны предложения при условии, что государство является основным производителем образовательных услуг; 2) со стороны спроса в случае выступления государства в качестве основного плательщика за образовательные услуги («бесплатное обучение»). При этом необходимо отметить основные функции, выполняемые государством на рынке образовательных услуг, включающие правовую защиту рыночных субъектов от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечение качества товаров, ведение статистики, содействие проведению масштабных рыночных исследований и др. В этой связи стратегическое развитие Российской Федерации до 2020 года в сфере образовательных услуг преследует главную цель - обеспечение эффективной модернизации образования.
В современных социально-экономических условиях необходимо решение проблем сферы образования в целом и российской системы в частности посредством обеспечения широких слоев населения качественным и доступным образованием. В рамках процесса глобализации и информатизации мирового сообщества необходима новая форма получения образования, что обусловлено параллельностью процессов развития рынка образовательных услуг и социально-экономического развития с целью удовлетворения возрастающего спроса на образовательные услуги.
Нами в составе группы ученых были рассмотрены указанные вопросы применительно в Ставропольскому краю [7].
Удельная численность студентов высших учебных заведений  в Российской Федерации в расчете на 10000 человек населения  в 2008 году составила 438 человек. В 2008 году из общего числа студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений (6,215 млн. человек)  358,0 тыс. студентов или 3,5% обучаются по системе целевой контрактной подготовки.
Замедление темпов роста или даже снижение  численности студентов высших учебных заведений по отдельным субъектам Северо-Кавказского федерального округа,  как и  в целом по стране, объясняется в большей степени  пролонгированными последствиями негативных демографической ситуации в эпоху перестройки, когда резкое сокращение рождаемости отразилось через 15-20 лет на  количественных показателях рынка образовательных услуг.
В настоящее время численность профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений страны составляет  404,6 тыс. чел., в том числе 341,1 тыс.  работают в государственных и муниципальных вузах, что составляет 83,4% от их общего числа. Это более чем в 2,5 раза больше аналогичных показателей 1970/1971 учебного года.  При этом число докторов наук по сравнению с 1980 годом выросло в 5,5 раза и составило 52,5 тыс. человек,  кандидатов наук -  в 2,2 раза (206,6 тыс. человек). Касаясь ученых званий, отметим, что в системе высшего профессионального образования в настоящее время  трудятся 44,3 тыс. профессора и 130,6 тыс. доцентов.
В Ставропольском крае функционирует 150 учреждений образования различного уровня и форм собственности, составляющих краевую сферу образования, в том числе: 11 государственных и 16 негосударственных  высших учебных заведений (с 38 и 17 филиалами соответственно),  а также 11 учреждений начального  и 57 – среднего профессионального образования.
Тенденции, характерные для сферы образовательных услуг Ставропольского края в целом повторяют общероссийские: на фоне сокращающегося числа учреждений профессионального образования происходит снижение численности студентов и учащихся (за исключением роста численности студентов негосударственных высших учебных заведений).
Объем платных услуг в сфере образования Ставропольского края в 2008 году составил 4013 млн. руб., что на 2,1% выше аналогичного показателя предыдущего 2007 года (по Российской Федерации - 2,4%).
Справедливости ради следует отметить, что отмеченная тенденция отмечается по всей стране и на необходимость исправления указанных дисбалансов между системами высшего и начально-среднего профессионального образования было обращено на недавнем заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации (31 августа 2010г.).
Охват молодежи Ставропольского края средним и высшим профессиональным  образованием, определяемый как отношение численности студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования к численности населения в возрасте 15-19 и 17-25 лет соответственно,  составил более 50%, что в  два раза выше аналогичного показателя для Российской Федерации.
Доля студентов высших учебных заведений, обучающиеся за счет федерального и краевого бюджетов, составила в 2008/2009  учебном году 26,4 и 29,3% от общего числа  студентов. На договорной основе в крае учатся 44,3% (+4,7%) студентов ССУЗов и столько же высших учебных заведений.
В Ставропольском крае  удельный вес студентов, рассчитанный на 10000 населения, составил  на начало 2009/10 учебного года  519 человек. Это практически равно общероссийскому показателю. При этом аналогичный показатель для государственных высших учебных заведений по краю несколько ниже: 416 против 438 в целом по Российской Федерации.
Важным показателем,  в конечном итоге оценивающим уровень качества образования, а также отражающим основные тренды рынка труда, является удельный вес выпускников, трудоустроившихся по окончании высшего учебного заведения. Согласно данным территориального органа государственной статистики по Ставропольскому краю свыше половины выпускников высших учебных заведений края  трудоустраиваются по направлениям (в 2009 году 51,4%), еще 24,1% выпускников трудоустроились самостоятельно или продолжили обучение в системе послевузовского образования. И только 8,0%  остались не трудоустроенными.
Общеизвестную и характерную для всей страны тенденцию  подготовки избыточного количества  студентов экономических и юридических специальностей в региональном образовательном пространстве полностью подтверждают данные как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений. Так, из 23,7 тыс.  выпускников государственных вузов 2009 года лидерами среди групп направлений и специальностей  являются экономические (35,7%), (18,9%), образование и педагогика (9,6%). Среди выпускников негосударственных высших учебных заведений превалируют только два направления: экономические (55,0%) и гуманитарные (38%).
Некоторое (весьма незначительное) снижение выпуска этих трех ведущих по востребованности среди абитуриентов специальностей в 2008 и 2009 годах в большей мере отражает демографическую ситуацию и усилия органов государственной власти в лице Министерства образования и науки по сокращению  подготовки специалистов данного профиля, чем предпочтения абитуриентов и общества в целом. 
Рост выпуска  специалистов  здравоохранения и сферы обслуживания  отражает позитивные тенденции в санаторно-курортном комплексе региона, и может стать  существенной базой для дальнейшего его развития.
При этом на нужды образования  в 2010 году было отведено 18,1% краевого бюджета - 9 042,29 млн. руб. В настоящее время в крае постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009г. № 330-П принята и реализовывается (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 № 14-П) краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы». Согласно этой программе, общий объем финансирования мероприятий за  все годы ее реализации  составит  1860,02  млн. руб., в том числе за  счет  средств  краевого бюджета 1748,35 млн. руб. или 94,0%,   а также   за   счет    средств    бюджетов   муниципальных   образований края – 111,7 млн. руб. (6,0%).
Таким образом, на наш взгляд, имеющиеся мощная база и потенциал системы профессионального образования края на всех его уровнях, несмотря на выявленные проблемы, позволяют адекватно и грамотно реагировать на вызовы современного периода и обеспечить рост социально-экономических показателей Ставропольского края и  Российской Федерации в целом. И в этом направлении роль негосударственного сектора высшего профессионального образования весьма велика.

Литература:

    1. Гвозденко, А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? [Текст]/   А.Н.Гвозденко// Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2.- С.116-119.
    2. Лазарева, М. От экономики – к мотивации [Текст]/  М.Лазарева/ http://upr. 1september.ru/ 2006/11/5.htm
    3. Безгласная, Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции [Текст]/    Е.А. Безгласная // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе.- М.: МОНФ, 2000. - С. 66-70.
    4. Янкевич, В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт [Текст]/   В.С. Янкевич, Н.Л.Безрукова.– М.: Финансы и статистика, 2002. – 416с.
    5. Егоршин, А.П. Маркетинг образования [Электронный ресурс]/   А.П. Егоршин, В.И.Кучеренко, И.В.Ванькина  (http://fictionbook.ru/ author/ aleksandr_ petrovich_egorshin/marketing_ obrazovaniya/read_online.html?page=4)
    6. Насибуллина, В. Особенности рынка образовательных услуг на современном этапе развития России [Текст]/ В.Насибуллина// Сборник материалов четвёртой школы молодых ученых «Социальная инноватика в региональном развитии».– Петрозаводск: изд. Карельского научного центра РАН, 2008. – С.100-109.
    7. Акопян, К.А. Перспективы образовательной сферы Северо-Кавказского федерального округа (Гл. в коллективной монографии «Тенденции, закономерности  и специфика организации и управления   экономическими   структурами    в   регионах») [Текст]/ К.А.Акопян, Э.Б.Салпагарова.-  Пятигорск: РИА на КМВ, 2011. –357 с.