×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Исследование основных условий и направлений формирования системы эффективного регионального менеджмента

Аннотация

Н.Н. Новоселова

В статье на примере конкретного региона (Ставропольский край) проведен детальный анализ факторов и возможностей создания эффективной системы регионального менеджмента. Автор делает ключевой вывод, что в Ставропольском крае сформированы реальные предпосылки для завоевания прочных конкурентных позиций за счет имеющегося природно-ресурсного потенциала, агроклиматических условий, приоритетных отраслей промышленности, электроэнергетического комплекса, оптовой и розничной торговли.
Ключевые слова: Менеджмент, регион, эффективное развитие, система регионального менеджмента.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Экономическое развитие социума, распределение производительных сил, активизация жизненных процессов человека, в наибольшей степени ощущают воздействие природно-географической среды как совокупности природных факторов и ресурсов.
Природные ресурсы влияют на экономическое развитие общества и на качество жизни населения; они рассматриваются в качестве источника сырьевого материала и предмета деятельности человека, располагающего рядом определенных характеристик, необходимых для жизнедеятельности и производственного развития  и имеющих ключевые особенности, определенные физико-химическими свойствами и возможностями совокупного использования. Благоприятные и неблагоприятные природные условия определяют жизнедеятельность человека, трудовую способность, уклад жизни, возможности отдыха.
Необходимым условием для регионального развития является формирование конкурентных преимуществ, к первостепенным целям которого относят [1]:
- увеличение конкурентоспособности региона за счёт рационального использования ресурсной базы и внедрения новых технологий;
- сокращение затрат и улучшение качества услуг за счет внедрения механизмов интеграции;
- повышение занятости населения региона;
- мотивация интересов субъектов региональной экономической системы и т.д.
К условиям, оказывающим благотворное влияние на формирование конкурентных преимуществ в регионе, относят:
- увеличение отраслевой дифференциации;
- рост объемов инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона;
- повышение уровня соответствия производственной структуры региона инновационным технологиям;
- оптимизация региональных экономических процессов и повышение степени их координированности;
- повышение внутреннего и внешнего спроса на продукцию и услуги региона и др.
Показатели конкурентоспособности регионов могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным показателям относятся те, которые наиболее полно отражают тот или иной элемент производительных сил или характер его использования. Вспомогательными можно считать элементы использования производительных сил, характеризующие конкурентоспособность экономики региона. В суммарном эквиваленте анализ территориальной конкурентоспособности предполагает существование и расходование в обязательном порядке ограниченного количества факторов, характеризующих индивидуальное, конкурентное лидерство и место в конкурентной борьбе. Численность вспомогательных индексов конкурентоспособности регионов должна давать необходимую полноценную информацию, существенную для данной оценки. Поэтому количество вспомогательных показателей конкурентоспособности не может превосходить допустимые нормы. В большинстве случаев для оценки конкурентоспособности регионов достаточно использовать значение показателей в пределах от 0 до 1 [2].
Структура показателей региональной конкурентоспособности представляет собой отображение объекта реальности с соответствующими ему свойствами и отношениями в определенной схеме. Определение системы коэффициентов региональной конкурентоспособности и ее свойств является доступным и предполагает различную детализацию и объяснения. Главным для этой системы является сохранение единства, содержащегося в тех связях, которые зарождаются и развиваются между отдельными элементами производительных сил на данной территории. При исчезновении и разрушении таких связей необходимость в использовании показателей конкурентоспособности регионов отпадает. В этом случае появляется необходимость в применении оценок, характеризующих процессы распада экономического пространства региона или критичность отдельных территорий. Конкурентоспособность региона определяется присутствием конкурентных отраслей или их сегментов, а также способностью региональных органов власти формировать условия для создания и сохранения конкурентных преимуществ в определенных сферах экономики.
Мультиресурсный потенциал региона является основной частью территориального богатства субъектов России и источником создания материальных благ и удовлетворения потребностей населения. Развитие производства определяет непрерывное взаимодействие социума и окружающего мира, где общество потребляет ресурсы для своих нужд.
Таким образом, регион - это часть страны, обладающая совокупностью естественных и исторических факторов, определенных социально-экономическим развитием и конкурентоспособностью данной территории. В свою очередь, конкурентоспособность региона представляет собой способность к реализации стратегических задач государства, основанных на устойчивом социально-экономическом развитии, обеспечении потребностей населения, обусловленных природно-ресурсными возможностями.
Россия обладает колоссальным природно-ресурсным потенциалом, обеспечивающим необходимые объемы для внутреннего потребления и экспорта. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов, земельных угодий, речных и лесных ресурсов. К уникальным районам Российской Федерации по географическому расположению, природным ископаемым, потенциалу развития промышленной, сельскохозяйственной, курортно-оздоровительной и туристской сфер, относят Ставропольский край, составляющий 0,39% территории страны. Особый статус региону придают его неоспоримые конкурентные преимущества: социально-экономическое развитие в интересах государства, трудовые ресурсы и качество жизни населения; инвестиционные потоки; профицитное исполнение бюджета; географическое положение и наличие природно-ресурсного потенциала; обеспечение рационального использования санаторно-оздоровительных факторов, комплексное решение задач охраны и рационального использования природной среды, ресурсного биопотенциала территории.
С 2005 года доходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились на 223,3%, Ставропольского края - на 285,4%. Валовой внутренний продукт Российской Федерации в 2005 году составил 21625 млрд. руб., Ставропольского края – 146569 млн. руб. В последние годы последовательно увеличивается объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, что в 2009г. составило 204696,9 млн. руб. Индекс промышленного производства в связи с кризисной ситуацией постоянно колеблется: 2007г. - 109,6%, 2008г. - 105,3%, по оценке 2009г. - 101,3%.
Ставропольский край имеет высокие показатели, характеризующие состояние трудовых ресурсов, в первую очередь, наличие рабочей силы (66,2%). В 2009 году общий процент безработицы составил 7,8%, среднедушевые денежные доходы населения - 11426,5 руб., среднемесячная начисленная заработная плата - 12965,8 руб. Средний темп увеличения промышленного производства в крае за пять лет составил 107,5.
Анализируя обороты организаций по видам экономической деятельности, можно выделить лидирующие позиции предприятий оптовой и розничной торговли. В 2009 году получена прибыль в сфере оптовой и розничной торговли в сумме 311534,6 млн. руб., что в 1,26 раза больше показателей предыдущего года. Наибольший оборот приходится на оптовую торговлю, кроме торговли автотранспортными средствами, который составил в 2009 году 202102,1 млн. руб. Предприятия сельского, охотничьего и лесного хозяйства уменьшили обороты производства. Индекс промышленного производства за 2009г. составил 102,1%. На долю промышленного производства края приходится 70,5% экспорта.
Формирование конкурентных позиций невозможно без проведения целевой политики, направленной на увеличение объемов инвестиций.
Инвестиционная деятельность региона обусловлена формированием и исполнением бюджета, в том числе и консолидированного, планирование которого определяет как успехи, так и ошибки региональной политики. Ставропольский край в 2009 году перечислил в федеральный бюджет 11892,7 млн. руб. или 27,5% всех налоговых поступлений.
Природно-ресурсный потенциал региона формирует конкурентные преимущества территории, основными ресурсами в этом случае выступают водные ресурсы, полезные ископаемые, земельные угодья. Минеральные источники имеют сложный состав, сочетающий в себе кальций, магний, натрий, гидрокарбонаты, хлор и сульфаты. В Ставропольском крае обнаружено около 130 минеральных источников 12 видов.
Большое значение в развитии региона имеет аграрный комплекс, степень влияния которого на продовольственную безопасность является одним из конкурентных преимуществ. От рациональной политики и стратегии устойчивого развития сельского хозяйства зависит качество жизни населения. В целом объем производства сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае в 2009 году составил 86812,0 млн. руб., т.е. 3,4% от общероссийского объема. Объем сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения в Ставропольском крае - 32,02 тыс. руб.
Анализ отраслей промышленности Ставропольского края показал, что регион обладает достаточным потенциалом для обеспечения бесперебойного функционирования производства. Выгодное географическое расположение края по отношению к другим регионам и транспортным магистралям позволяет развивать экономические связи с другими субъектами Российской Федерации; развитая внутрирегиональная транспортная система объединяет все предприятия края в единый промышленный комплекс. Финансовая инфраструктура края помогает поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности. Добыча полезных ископаемых в расчете на душу населения региона в 2009 году составляла 2,3 тыс. руб., обрабатывающее производство - 38,9 тыс. руб., производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 15,5 тыс. руб. Объем добычи полезных ископаемых составил 6227,9 млн. руб. Развитие топливно-энергетического комплекса определяет возможность роста объемов внутреннего экспорта продукции в другие субъекты Северо-Кавказского федерального округа.
Конкурентные преимущества региона отражаются и в объеме платных услуг, оказанных населению, величина которого в 2009г. составила 67104,8 млн. руб. Регион занимает лидирующие позиции по темпам развития гостиничных услуг, объем  которых с 2005 года увеличился на 236,2%.
Конкурентная позиция края также зависит от состояния основных фондов, технологических процессов, совершенствования разделения труда. Полная стоимость основных фондов Ставропольского края на конец 2008 года составила 729569 млн. руб. В 2009 году увеличение стоимости основных фондов составило 1,2 раза за счет обновления фондов сельского хозяйства и транспорта.
Рассматривая Ставропольский край с его природно-ресурсным потенциалом, можно сделать вывод, что данному субъекту, в первую очередь, необходима государственная поддержка в области поддержания экологии и инфраструктуры. Расходы бюджета Ставропольского края в 2009 году на финансирование природоохранного комплекса уменьшились на 67185,8 тыс. руб. На фоне снижения общей суммы бюджетных назначений выросли ассигнования по направлению «Сельское хозяйство и рыболовство» – 1676,6 тыс. руб.
Для формирования конкурентных преимуществ Ставропольского края необходимо:
- создать законодательно-укрепленный пласт для развития ресурсных кластеров на территории муниципальных районов;
- обеспечить информационно-технический и научный рост региона;
- создать региональный ресурсный центр;
- привлечь иностранных инвесторов для создания совместных проектов по использованию природных ресурсов с применением новых технологий и управления и др.
Таким образом, в Ставропольском крае сформированы реальные предпосылки для завоевания прочных конкурентных позиций за счет имеющегося природно-ресурсного потенциала, агроклиматических условий, приоритетных отраслей промышленности, электроэнергетического комплекса, оптовой и розничной торговли.Конкурентные преимущества Ставропольского края определяются, во-первых, способностью удовлетворять потребности общества; во-вторых, возможностью формировать потенциал (ресурсный, политический, организационно-экономический), обеспечивающий достойное качество жизни не только настоящему, но и будущим поколениям. Развитие конкурентных преимуществ Ставрополья должно стать общегосударственной целью с учетом демографических, национальных особенностей, а также природно-климатических факторов, текущего состояния и ресурсного потенциала. В данном направлении важная по значению роль отводится неисчерпаемым и наиболее высокорентабельным ресурсам. Другая задача – развитие агропромышленного комплекса, рациональное использование земельных угодий и привлечение инвесторов в сельское хозяйство. Региональная поддержка сельского хозяйства дает положительный социальный эффект, уменьшая отток населения из сельской местности, снижая уровень безработицы. Далее следуют задачи по оздоровлению окружающей среды. К ним относят: улучшение состояния целостной системы природных ресурсов, под которым понимают совокупность элементов, обладающую стабильной экологической устойчивостью, способную погашать возникающие отрицательные изменения под воздействием негативных факторов. Для региона, как участника конкурентной борьбы, завоевание конкурентных позиций означает не только возможность развития, но и право занимать лидирующее место в административной системе государства.
Конкурентные преимущества региона можно определить тремя основными показателями: качество жизни, рациональное использование природно-ресурсного потенциала, инвестиционный потенциал, разделяя их по уровню оценки – низкая (-), высокая (+) по отношению к другим регионам.
Для обеспечения устойчивого развития Ставропольского края необходима система эффективного регионального менеджмента, направленная на формирование и развитие конкурентных преимуществ. Решение проблемы формирования и развития конкурентных преимуществ в хозяйственном комплексе Ставропольского края невозможно без финансовой поддержки государства, источником которого выступают бюджетные и внебюджетные поступления. Регулирующая деятельность региональных органов власти должна обеспечиваться посредством принятия организационно-управленческих, экономических и правовых решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие экономической системы региона.
Система эффективного регионального менеджмента, направленная на формирование и развитие конкурентных преимуществ, должна быть направлена на максимальное удовлетворение нужд населения за счет достижения оптимальной пропорции распределения ресурсов между хозяйственными комплексами и сферами экономики, подходящей их объему и структуре общественных потребностей.
В системе выделено структурное взаимодействие функциональных составляющих, позволяющее преобразовывать системную взаимосвязь в зависимости от улучшающихся внешних и внутренних факторов. Она состоит из совокупности связей, выражающих поведение системы в целом и ее подсистем.
Создание условий для сосредоточения всего комплекса политических, природно-ресурсных, научно-технических, интеллектуальных ресурсов и перераспределение их по отдельным локомотивным направлениям социально-экономического развития территории является в современных условиях первоочередными и наиважнейшим условием научно обоснованной системы стратегического менеджмента региона. Специфика регионального развития накладывает определенный и весьма значительный отпечаток на определение таких приоритетных направлений. При этом регионы ставят пред собой различные задачи: одни пытаются укрепить и активизировать  свои уже имеющиеся ведущие позиции, другие - пытаются создать фундаментальную основу для  роста экономики. Именно в этом и заключаются основные цели стратегического менеджмента региональных социально-экономических систем. 
Следует иметь в виду, что под регионом в данном случае следует понимать не только субъекты  Российской Федерации, но и любые территориальные общности, как надсубъектные, так и внутрирегионального уровня.  Отметим, что традиционно именно субъекты становятся той стартовой площадкой, на которой и разворачивается разработка и реализация стратегии управления и  планирования территориального развития.
Вместе с тем, современные условия глобализационных тенденций, активной деятельности мультинациональных корпораций, интеграционное расширение потребительских и иных видов рынка (например, рынка труда),  обосновывают необходимость подобных научных разработок и на более высоких, надсубъектных уровнях. Свидетельством тому может служить ряд разработанных и принятых национальными и региональными элитами стратегий социально-экономического развития, в частности, Стратегия развития Ставропольского края,  Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики  и других субъектов СКФО и Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.
В современных условиях методы, которыми пользуется государство для реализации  функций регулирования социально-экономических систем подконтрольных территорий, заметно диверсифицированы за счет использования не только традиционных для советской экономики административно-командных, которые имеют место, хотя и в заметно ослабленном виде, но и экономических рычагов воздействия.
Налицо тенденция смещения области преимущественного взаимодействия федеральных и региональных органов  управления в экономическую плоскость. Подобного рода четко проявляющийся тренд определяется как экономическая регионализация, суть которой можно свести к следующим  двум взаимообусловленным трендам. Первый из них, - это продолжающееся усиление регионализации социально-экономических процессов, происходящих в общенациональном масштабе. При этом федеральный центр продолжает играть основную контрольную и регулирующую роль. Таким образом, процесс усиления менеджмента (как оперативного, так и стратегического) регионального развития не вступает в противоречие с федеральным принципом построения всей системы общегосударственного управления.  Последнее обстоятельство объясняется заполнением той ниши, которая была отведена для регионального менеджмента  действующим законодательством, и которая до последнего времени оставалась во многом незаполненной.
И с точки зрения регионального менеджмента данная ситуация легко объяснима и является абсолютно объективным отражением специфики происходящих процессов. Именно учет региональной специфики по всему спектру имеющихся ресурсов и   выявленных потенциалов  более адекватно представлен во взглядах именно представителей регионального менеджмента. Вместе с тем, ряд ранее федеральных полномочий был передан в регионы, что также способствовало  закреплению  рассматриваемого тренда.
С другой стороны, - нарастает процесс пространственной интеграции  экономического пространства Российской  Федерации. Об этом свидетельствуют, в частности, создание единого рыночного пространства, активизация горизонтальных экономических связей между субъектами Российской Федерации и другие, аналогичные перечисленным, процессы.
В этой связи стратегический менеджмент можно будет определить как конструирование будущих действий, направленных на то, чтобы достигнуть  поставленных целей. Стратегический менеджмент представляет собой также двоякий процесс, который можно рассматривать с точки зрения  теории и практики управления, и тогда он выступает в качестве особого вида научной и практической управленческой деятельности. Также стратегический менеджмент следует рассматривать еще и как процесс обоснования и разработки долгосрочной программы действия по достижению региональной социально-экономической системы  поставленных целей, направленных на повышение эффективности их функционирования на базе имеющихся ресурсов и потенциалов с учетом возможных действий факторов внешней и внутренней среды.
Эффективное развитие Ставропольского края направлено на уменьшение числа убыточных производителей и оптимизацию налогооблагаемой базы прибыльных предприятий, что даст возможность повысить показатели доходной части бюджета края. Профицитное исполнение бюджета способствует формированию дополнительных программ по охране окружающей среды. При реализации экологической политики региональные органы власти должны усилить контроль за состоянием окружающей среды, внедряя новые технологии в сферу производства и утилизации отходов. Вследствие воздействия человеческой деятельности на среду обитания в крае происходит значительное потребление биоресурсов: минерально-сырьевых, земельных и водных, а также увеличивается экологическая опасность. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала и охрана окружающей среды является одной из важнейших задач обеспечения расширенного воспроизводства экономики региона.
Ставропольский край, обладающий уникальным географическим положением и многообразием природных и трудовых ресурсов, развитой инфраструктурой, должен стать одним из «локомотивов» Северо-Кавказского федерального округа.

Литература:

    1.Новоселова, Н.Н. Роль и значение природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона [Текст]/Н.Н.Новоселова,А.И.Попова//Сборник научно-исследовательских работ «Наука и образование на рубеже тысячелетий». Вып. 1. – М.: Учлитвуз, 2009.-  22с.
    2.Новоселова, Н.Н. Ресурсное обеспечение конкурентных преимуществ региона [Текст]/ Н.Н.Новоселова, А.И.Попова//Сборник научно-исследовательских работ «Наука и образование на рубеже тысячелетий». Вып. 1. – М.: Учлитвуз, 2010. -  24с.