×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Рациональное использование различных видов ресурсов в системе приоритетов модернизации экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа

Аннотация

Д. М. Василенко

Реализация региональной политики, направленной на обеспечение экономического развития регионов, выдвигает в качестве основного направления устойчивого развития эффективное использование ресурсного потенциала, обеспечивающего процесс регионального воспроизводства. При этом особо остро стоит вопрос о повышении эффективности использования ресурсного потенциала регионов.
Ключевые слова: Ресурсный потенциал территории; сберегательный компонент ресурсного потенциала региона;  трудовой компонент ресурсного потенциала региона;  институциональные инструменты управления экономикой  региона.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В обоснование экономической политики в отношении социальной подсистемы региона и разработки институциональных инструментов управления развитием данной подсистемы можно назвать расширение горизонта и повышение качества стратегического планирования развития данной подсистемы, включение ее в стратегию развития Южно-Российского макрорегиона на период до 2025 г.; инвестирование роста территориальных институтов развития данной подсистемы, нацеленных на коррекцию норм институциональной среды, закрепление прогрессивных форм контрактов и поведения участников рынка; фокусирование территориальной бюджетной поддержки на инновационных зонах роста в подсистеме.
Анализ элементов ресурсной базы развития социальной подсистемы экономики регионов Юга России и, особенно – регионов Северного Кавказа - дает возможность определить следующие приоритетные элементы ресурсной базы применительно к условиям модернизации: ресурсы развития предпринимательского потенциала и повышения квалификации персонала организаций, действующих в экономике регионов, подсистема которых остро нуждается в притоке человеческого капитала; ресурсы развития конкурентного взаимодействия на локальном рынке труда, потребность в которых актуализируется в условиях роста олигополистического контроля на данном рынке; ресурсы формирования, привлечения и накопления нематериальных активов инновационного характера, обеспечивающих перспективную конкурентоспособность конечного продукта социальной подсистемы;  ресурсы системного преобразования компонента региональной экономической политики, ориентированного на эволюцию данной подсистемы; инерционная ориентация данной политики на сохранение формата конфигурации векторов развития региональной экономики не адекватна основным потребностям процесса модернизации.   
Результаты анализа динамики и характера становления и развития социальной подсистемы регионов Северного Кавказа  свидетельствуют о наличии ряда существенных барьеров данного процесса, для оценки которых применительно к условиям модернизации экономики региона можно применить следующий алгоритм: определение доминирующих факторов; обобщение результатов оценки с целью выявления основных барьеров развития социальной подсистемы, для преодоления (снижения) которых необходимы специальные инструменты.
Обобщение этих тезисов позволяет определить основные барьеры на пути процесса развития социальной подсистемы в условиях модернизации экономики регионов Северного Кавказа: институциональная инерция структуризации внутренней среды региона (институциональный фактор); отсутствие адекватного системного компонента в составе региональной экономической политики (институциональный и организационный факторы); высокий уровень бюрократических издержек территориального регулирования локального рынка труда (организационный фактор); дефицит элементов человеческого капитала и инновационных нематериальных активов в составе участников локального рынка труда (субъектный и информативный факторы).
Определение состава и направлений развития ресурсной базы рынка трудовых ресурсов заслуживает отдельного упоминания ввиду того, что в современной ситуации в регионах Северного Кавказа именно от использования трудовых ресурсов зависят уровень и качество социально-экономической жизни. Применительно к потребностям анализа развития рынка трудовых ресурсов в условиях модернизации территории может быть сформирована следующая модель управления системой трудовых ресурсов, в основание которой положены следующие принципы: представление важнейших индикаторов подсистемы трудовых ресурсов (численный состав, половозрастная структура, профессиональная структура и др.) как функций некоторой совокупности взаимосвязанных факторов-аргументов; включение в состав указанной совокупности факторов, наряду с факторами, применяемыми в современной общей редакции производственной функции, двух факторов, отражающих специфические условия процесса модернизации: субъектного фактора, включающего в себя как рабочую силу, так и человеческий капитал, и информативного фактора.
О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения можно судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. Важно не только не допустить снижения профессионального уровня кадров на Юге России, но и добиться его наращивания, обогащения, максимально рационального использования трудовых ресурсов. Ведь от уровня профессиональной компетентности, деловых качеств, созидательной активности работников и их инновационного подхода к делу в решающей степени зависит динамизм социально-экономического развития и уровень жизни населения.
Уровень межрегиональной структурной безработицы по состоянию на 2011 г. в РФ составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн человек. Численность населения России продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 гг. естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения – основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 г. численность трудоспособного населения в РФ будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн человек, а всего за 2007–2025 гг. она сократится более чем на 15 млн человек.
Механизмом перераспределения трудовых ресурсов из регионов Северо-Кавказского федерального округа в другие территории Российской Федерации населения должна выступать организация внутренней миграции населения, призванная сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы Российской Федерации. Внутренняя миграция предстает как реальный инструмент выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития на данном этапе. Но - не единственный.
На современном этапе развития экономики регионов Северо-Кавказского округа особого внимания заслуживает банковский сектор. Именно последний является катализатором экономики регионов, в котором преобладают агропромышленный комплекс и сфера торговли, нуждающиеся в источниках длинных и коротких денег.
При эффективном управлении банковскими инструментами вырабатывается алгоритм оздоровления экономики региона посредством привлечения требуемого капитала в субъекты хозяйственной деятельности. В этом округе развитие сел и городов тесно связано с деятельностью Северо-Кавказского банка Сбербанка России. Благодаря социально-ориентированной политике Сбербанка выработан комплекс мер по оказанию качественных услуг юридическим и физическим лицам в регионе присутствия. Сегодня роль Сбербанка России в развитии экономики региона возрастает благодаря созданию действенного механизма мобилизации всех видов сбережений с целью их эффективного вовлечения в воспроизводственный процесс, то есть посредством использования потенциала сберегательной компоненты.   
Имеется ряд социальных вопросов, которые невозможно решить без активного участия Сбербанка. Очевидна взаимосвязь развития системы потребительского кредитования и расширения платежеспособного спроса населения, кредитной поддержки малого бизнеса и увеличения количества занятых граждан среди экономически активного населения, развития рынка ипотечного кредитования и обеспечения оптимальных условий для приобретения доступного жилья большинством граждан, а также создания новых рабочих мест в строительной сфере и в смежных отраслях народного хозяйства. Здесь можно констатировать социальную значимость сберегательного компонента в региональном ресурсном потенциале.
Действительно, по мере развития предприятий, получивших поддержку Северо-Кавказского банка Сбербанка России, создаются новые рабочие места, решаются демографические проблемы населения, улучшаются жилищные условия клиентов банка. Целесообразно выработать комплекс мер по решению вопросов социальной сферы с использованием потенциала регионального банковского института. Анализ эмпирического материала о функционировании Сбербанка России на региональном рынке банковских услуг дает возможность прогнозировать устойчивый рост сегмента кредитования – ипотеки. Причиной этому является совокупность социально-экономических факторов, включая высокую потребность в жилье и изменение конъюнктуры на рынках недвижимости. Уровень социальной эффективности института ипотечного кредитования определяется доступностью жилья гражданам РФ как за счёт собственного капитала, так и за счёт доступности банковских продуктов. 
Несмотря на положительный эффект развития ипотечного кредитования в СКФО, имеются и определенные угрозы. Это обстоятельство связано с возможным активным ростом спроса на банковский продукт, который способен привести к спекулятивному росту и негативно сказаться на банковской системе. Помимо этого, отрицательный эффект могут оказать внеэкономические факторы, такие, как искусственное повышение цен на недвижимость, инфляционные ожидания граждан и поведение институционально незрелых участников рынка. Необходима активизация роли государственного регулирования равновесия между участниками рынка сберегательных банковских услуг.
В период нестабильности мировой экономики Северо-Кавказский банк Сбербанка России  сохранил темп развития ипотечного кредитования благодаря сотрудничеству с бизнесом. Так, у банка имеется порядка 60 строительных компаний [1], основная деятельность которых – возведение доступного жилья. При этом в период кризиса ни одна строительная компания из числа партнёров не обанкротилась, и обязательства были выполнены в полном объёме. На сегодняшний день спрос на жильё сохраняется на прежнем уровне.
Северо-Кавказский банк Сбербанка России проводит успешную политику управления ссудным капиталом. В направлении ипотечного кредитования результативность обусловлена, с одной стороны, поддержкой бизнеса, с другой кредитованием частных лиц на приобретение жилья. Таким образом, образуется замкнутый цикл, позволяющий банку регулировать ставки, изменять размер комиссий при выдаче кредитов и оперативно реагировать на изменения среды. Одна из причин роста тренда ипотечного кредитования заключается в демографической специфике макрорегиона, которая выражается в высокой динамике прироста населения, самой высокой по стране. Так, предполагаемый прирост населения в СКФО за десять лет составит около 800 тыс человек [2]. А чтобы к 2020 г. на одного человека приходилось 22 кв. метра жилья, необходимо построить около 60 млн  «квадратов». Другой причиной стабильного спроса на банковские инструменты является аварийность жилья, что обуславливает желание граждан приобрести недвижимость в новостройках путём продажи старого жилья и использованием ссуд.
Потребность населения в ипотечных продуктах Северо-Кавказского банка Сбербанка России будет увеличиваться. Этому процессу будет способствовать реализация госпрограммы развития Северного Кавказа, согласно которой средняя заработная плата жителей СКФО увеличится в 2,5 раза – с 10 до 25 тыс. рублей [3]. Рост платежеспособности приведёт к увеличению количества и размера ссуд, что  укрепит позиции бизнеса. Дополнительных средств Тербанку Сбербанка России для подкачки строительного кластера искать не придётся, поскольку 72% депозитов на Северном Кавказе размещены на его счетах [4], а увеличение прибыли в разы фиксируется ежегодно, несмотря на имеющиеся негативные тенденции в экономике.
Альтернативой приобретения жилья на первичном рынке может стать предоставление органами государственной власти земельных участков гражданам для строительства индивидуальных жилых домов, а также развитие новых форм жилищно-строительной кооперации и иных жилищных некоммерческих объединений с обеспечением мер дополнительной поддержки граждан.  Своевременно, на наш взгляд, предложение президента России о выделении земельных участков под строительство дома или дачи семьям после рождения третьего ребенка [5]. Здесь также будут требоваться жилищные кредиты, но не ипотека, а ссуды на ремонт недвижимости.
Способствовать социально-экономическому развитию может поддержка региональных органов власти совместно с Северо-Кавказским банком Сбербанка России. Для этого есть смысл перенять опыт регионов, где действует специальная программа, по которой семьям, взявшим ипотечный кредит, при рождении детей сумма долга сначала сокращается, а потом и вовсе списывается. Средства для этого выделяются из губернской казны [6]. Данной мерой поддержки могут воспользоваться тысячи многодетных семей.
С учётом институциональной специфики, многие регионы СКФО остро нуждаются в приросте населения за счёт внутренних ресурсов. Исходя из этого, действенным механизмом для решения жилищных и социальных проблем может стать разработка специальных банковских продуктов. Подобным продуктом может стать, к примеру, кредит на строительство объекта недвижимости с увеличенными сроками погашения для семей, получивших участок в безвозмездное пользование по федеральной или региональной программам. Другим вариантом может быть реструктуризация ипотечных ссуд при рождении ребёнка. Данные меры способны значительно повлиять на кредитный спрос, увеличить масштабы жилищного строительства, способствовать развитию смежных отраслей народного хозяйства.
Особенное внимание Северо-Кавказского банка СБ РФ должно быть обращено на аграрный сектор. К сожалению, банковские учреждения, не имеющие такого влияние на социум, как Сбербанк, оперируют зачастую только краткосрочными инструментами, не оказывая должного влияния на общественное развитие. Агропромышленный комплекс регионов СКФО становится менее конкурентоспособным в условиях глобальной экономики, вследствие опережающего роста цен на материальные ресурсы, когда конечная продукция сельхозпроизводителей перестает быть окупаемой даже при высокой производительности, урожайности, продуктивности. Мы считаем возможным повысить рентабельность аграрного сектора региона посредством разработки и реализации планов кредитования сельхозпроизводителей.
На первом этапе мы предлагаем органам исполнительной власти обеспечить земельными участками семьи репродуктивного возраста, проживающие в Ставропольском крае, с целью ведения личного подсобного хозяйства. Тем более что в решении данного вопроса имеется личная заинтересованность глав тех муниципальных образований, где резко сократилось население за последние годы. Целесообразно, чтобы предоставление земли осуществлялось на безвозмездной основе. Здесь особое внимание следует уделить целевому использованию федеральных средств на региональном уровне, где не исключено злоупотребление служебными полномочиями в условия институциональной незрелости политики заинтересованных сторон.
Самостоятельно участвовать в погашении кредита гражданам без поддержки со стороны государства проблематично. Рассмотрим это на примере продукта Сбербанка России под названием «Кредит на индивидуальное строительство жилого дома под залог кредитуемого или иного жилого помещения». Чтобы получить ссуду в размере 1,6 млн руб. под 15,25% годовых сроком на 30 лет и первоначальном взносе (от 15 до 30%) требуется платить ежемесячно 21 тыс руб., следовательно, к концу срока кредитования сумма переплаты составит 5,9 млн руб. С учётом опережающей доходы населения инфляции в стране оформлять кредит на подобных условиях могут редкие семьи. 
Северо-Кавказскому банку Сбербанка России целесообразно изменять условия кредитования, поскольку более выгодные условия уже сегодня могут предложить другие кредитные учреждения региона. Так ставропольские филиалы «Банка Петровского», «Московского банка реконструкции и развития», являясь партнёрами Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) созданному Правительством Российской Федерации, предлагают кредиты по сниженным процентным ставкам. Аналогичный сбербанковскому кредит АИЖК «Малоэтажное жилье» на срок 30 лет под 12,2% годовых без оформления личного страхования и первоначальном взносе (от 10 до 19%) будет стоить заёмщику 16,7 тыс руб. в месяц. Вдобавок гражданам РФ, ставшими клиентами банков-партнёров АИЖК предоставляется возможность реструктуризации кредита в случае тяжелой жизненной ситуации. Получить подобную преференцию в Сбербанке практически невозможно, за исключением трагических происшествий, повлекших смерть инсайдеров, имевших кредит. При этом решение о реструктуризации ссуд в Сбербанке имеет избирательный характер. 
Социальная значимость сберегательной компоненты Северо-Кавказского банка Сбербанка России для социального благополучия жителей региона требует совершенствования. Необходимо также создать аналитическую службу в органах исполнительной власти региона, целью которого будет мониторинг, оценка, и, как следствие, поддержка развития социально-значимых кластеров экономики региона, а также координация процесса взаимодействия кредитных учреждений с государственными учреждениями для эффективной модернизации регионального рынка банковских услуг, а, следовательно, увеличению благосостояния граждан и успешному развитию региона.
В процессе анализа возможностей эффективного управления развитием территории в ресурсном обеспечении адекватного позиционирования регионов Северного Кавказа в российском экономическом пространстве  на основе своевременного выявления и эффективного преодоления проблемных звеньев в региональных стратегиях, агрегированные направления применения управленческого инструментария (формирование благоприятного инвестиционного климата; перенос акцентов в региональных стратегиях на социальные ориентиры; масштабные социальные и управленческие технологии и инновации) что позволило выработать предложения по созданию научно обоснованной схемы структурной модернизации, адаптированной к ресурсному потенциалу  субъектов СКФО.


Список литературы:

1.Финансовый дежурный по Кавказу. Деловой журнал «Эксперт Юг» №43 (132) / 08.11.2010.
2.Российская газета. №5442 / 30.03.11
3.ИА «Regnum» от 04.05.11. (http://regnum.ru/news/1401406.html). 
4.«Ставропольская правда» от 29.04.11 г./ № 99-100.
5.РИА-Новости от 30.11.2010.
6.«Комсомольская правда» от 22.04.2011