Тенденции совершенствования материального стимулирования работников сельского хозяйства
Аннотация
В данной статье разработаны рекомендации по организации материального стимулирования труда работников сельского хозяйства, предложены основные направления совершенствования механизма материального стимулирования труда работников сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: оплата труда, материальное стимулирование труда, премии, надбавки , компенсации, доплаты, материальное поощрение.08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
Материальное стимулирование труда работников является важнейшей составной частью процесса рыночного механизма. Трудно переоценить ее роль в повышении трудовой активности работника, результативности производства в сельскохозяйственной организации. Выбор форм и систем оплаты труда нередко диктуют особенности сельскохозяйственного производства, экономика отрасли и страны в целом.
Материальное стимулирование – это сознательно организуемая предприятием система поощрений и взысканий, обеспечивающая зависимость получаемых работником жизненных благ от его личного трудового вклада и капитала.
Формирование необходимых мотиваций и стимулов эффективного труда предполагает пересмотр или значительное уточнение существовавших до настоящего времени принципов и подходов к построению системы стимулирования. Они должны быть направлены на превращение наемного работника в заинтересованного товаропроизводителя, собственника произведенной продукции и используемых ресурсов.
Динамика рынка требует, чтобы мотивация труда была напрямую связана с результатами производственной и маркетинговой деятельности предприятия, то есть зависела бы от того, насколько успешно работает предприятие на рынке, как успешно оно реализует произведенную продукцию[1]. Поэтому дополнением к основной оплате труда на любом предприятии должна быть эффективная система материального стимулирования работников. Она призвана выполнять две основные функции:
во-первых, материальное стимулирование должно нацеливать работников на выполнение важных производственных и экономических показателей, направляя их деятельность в русло решения наиболее значимых в данный период времени, и на данном участке производства проблем, способных повысить производительность труда;
во-вторых, материальное стимулирование должно дополнительно оплачивать те стороны деятельности, которые трудно учесть или оценить обычными методами. Это относится к таким личностным характеристикам работника, как добросовестность, обязательность, высокое качество выполнения технологии или указаний специалиста, профессионализм и т.д.
Специфика сельского хозяйства, где результаты труда определяются в конце года, и когда ограничены денежные средства у предприятий в течение года, обуславливают необходимость более тесно увязывать размеры оплаты труда с его конечным результатом. В условиях кризиса сельского хозяйства и нестабильной экономической ситуации происходит сокращение совокупных доходов работников предприятий за счет снижения оплаты труда, усиливая при этом роль натуральных выплат, поступлений в виде оказываемых услуг. [2] Многие работники сельскохозяйственных предприятий согласны получать заработную плату в натуральной форме, так как она позволяет обеспечить работников сельскохозяйственной продукцией, что способствует развитию личного подсобного хозяйства, ведет к закреплению кадров на селе, способствует сокращению хищений сельскохозяйственной продукции.
Принципы материального стимулирования работников заключаются в следующем:
1) это стимулирование высокой производительности труда работников;
2) мотивация наемного работника к эффективному и качественному труду.
В материальном стимулировании работников можно выделить два самостоятельных направления:
- премирование по результатам труда, включающее в себя доплаты, надбавки к заработной плате, компенсации;
- материальное поощрение.
Доплатам свойственны черты поощрительных форм материального стимулирования, доплата является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда. Доплаты получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. Увеличение размера доплат зависит главным образом от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и полностью отменены.
Надбавка к заработной плате – это денежные выплаты сверх нормированной заработной платы, которые стимулируют работника к повышению эффективности труда, которые позволяют поощрить эффективность труда работника. Надбавка к тарифной ставке создает стимулы относительно длительного действия. Но для ее эффективного функционирования необходимо на предприятии иметь четкую систему аттестации работников всех категорий с выделением определенных признаков или даже критериев для установления того или иного вида доплат и с широким участием в этой работе трудового коллектива.
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими их обязанностей.
Важнейшим направлением материального стимулирования является премирование.
Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Премирование должно осуществляться за достижение отдельным работником (индивидуальная форма премирования) или трудовым коллективом (коллективная форма премирования) определенных производственных показателей. При этом размеры премирования заранее оговариваются, утверждаются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзной организацией и доводятся до исполнителей в виде Положения о премировании. Здесь же могут быть оговорены условия, при которых работник лишается премии либо полностью, либо размер начисленной премии уменьшается на определенную величину. При организации премирования необходимо учитывать размер премии, а точнее, соотношение премии с основной оплатой труда. Это вызвано тем обстоятельством, что в проблеме стимулов существует так называемый порог заинтересованности (минимальный размер премии), опускаться ниже которого нельзя, иначе теряется сам смысл премирования. Исследования показывают, что порогом заинтересованности можно считать премию в размере 12% к заработной плате. Поэтому минимальный общий размер премии следует устанавливать на уровне 12-15% к заработной плате.
Материальное поощрение существенно отличается от премирования. Прежде всего, оно может осуществляться не за выполнение каких-либо определенных показателей, а назначаться лучшему работнику по профессии, цеху и т.д. Кроме того, материальное поощрение не обязательно выражается в денежной форме, а может выдаваться в виде памятного подарка, путевки, определенных социальных льгот или преимуществ и т.д. Как и в премировании, оно может быть индивидуальным и коллективным. Чтобы материальное поощрение было достаточно эффективным, оно должно быть объективным при оценке и выявлении лучших работников и достаточно гласным [3].
Основой материального стимулирования на этих предприятиях должен быть валовой доход, из которого формируются фонды накопления и потребления. Из фонда потребления формируются фонды социального развития, фонд распределения по труду, фонд страхования и отчисления на дивиденды. Фонд распределения по труду является основным в системе материального стимулирования, так как из него формируется система оплаты труда и поощрительные выплаты.
Мы считаем, что в условиях нестабильного рынка на предприятиях с различными видами собственности должен устанавливаться стабилизационный фонд оплаты труда для корректировки нормативного тарифного фонда в соответствии с ростом инфляции. Источником формирования фонда должна служить выручка от реализации продукции, или кредиты банка, или дотации государства. Анализируя действующий механизм стимулирования труда на различных предприятиях, мы пришли к выводу, что наибольшая эффективность производства в хозяйствах достигается при удельном весе фонда потребления не менее 70% и фонда накопления - 30%. Выбор той или иной системы оплаты труда и материального стимулирования определяется степенью участия работников в управлении производством. Как показывает практика, интересы работников в управлении производством для различных категорий работников неодинаковы. На основании систематизации данных нам видится разделение работников по интересам на следующие три типа.
- Первый тип - работники, которые имеют низкую квалификацию и потому не желают участвовать в управлении, а желают, чтобы ими управляли.
- Второй тип - кто может и желает работать самостоятельно, активно участвовать в оперативном управлении производством конкретной сельскохозяйственной продукции или оказывать конкретные производственные услуги.
- Третий тип - кто имеет объективные способности и высокий уровень квалификации и может самостоятельно в рамках предприятия вести производство товарной продукции и отвечать за свои результаты деятельности. Подобная интеграция работников по данному признаку имеет объективные предпосылки к проявлению существенных различий. Общая тенденция здесь такова: чем выше статус, шире и ответственнее функции работника, тем глубже отождествляются его интересы с интересами предприятия, тем больший диапазон инструментов материального стимулирования нужно применить по отношению к этому работнику.
Таким образом, применяемые системы премирования работников АПК могут быть эффективны, и дать свои положительные результаты только в том случае, если они учитывают конечные результаты производства, конкретные количественные и качественные показатели, уровень технологической и трудовой дисциплины, производительность труда. Но при этом должно быть оптимальное количество этих показателей и условий премирования. При организации материального стимулирования труда работников сельского хозяйства, необходимо опираться на функции заработной платы, трудовое законодательство, и накопленный опыт применения прогрессивных систем материального стимулирования аграрного труда.
Литература:
1.Тарасов Н. Г. Коллективные формы оплаты труда в земледелии. – М.:Россельхозиздат, 2002.2. ТрейсиМ. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран / Пер. с англ. – Спб. :Экономическая школа, 2005. – с431.
3.3ельднер, А. Г. Государственное регулирование в аграрной сфере [Текст] / А. Г. Зельднер // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 1993. – № 1. – С. 3-7.
4.Добрынин, В. А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса [Текст] / В. А. Добрынин. – М. : ТСХА, 2001. – 200 с.