×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Инженерия – эликсир молодости для знаний

Аннотация

Н.В. Посупонько

Хотелось бы на страницах журнала обсудить злободневную тему, касающуюся практического использования научно-технического задела, который имеется наверняка в каждом НИИ, КБ, да и на многих предприятиях промышленности…
Ключевые слова: научно-технические достижения, мировая практика, инженерия, оборонно-промышленный комплекс, вооружение и военная техника, радиоэлектроника, человеческий фактор, инженерная деятельность, подготовка специалистов, научная работа.

От редакции

ФГУП "НИИ специальных информационно-измерительных систем"

Хотелось бы на страницах журнала обсудить злободневную тему, касающуюся практического использования научно-технического задела, который имеется наверняка в каждом НИИ, КБ, да и на многих предприятиях промышленности. Тема о том, как сократить тот громадный разрыв, который каждый из моих коллег наверняка наблюдал во многих областях жизни: разрыв между тем, что можем делать и тем, что имеем в реальной действительности. Чем оправданы и всегда ли действительно оправданы те издержки и преграды, которые проходит новая идея на пути своего жизненного цикла, начиная от зарождения, проходя через исследование, проектирование, производство, эксплуатацию, вплоть до утилизации. 
У идеи всегда есть автор – родитель - который в неё верит, любит ее и желает долгих и счастливых лет на её жизненном пути; но судьбу ее, однако решает человеческий фактор: либо ей будет дан зелёный свет и её образ покорит сердца тех, от кого зависит жизнь, либо её отправят на полку, где в ожидании счастливых дней воплощения она может и состариться.
Если любая идея, программа не имеет конкретной, предметной цели её реализации в чем-то, то ждать результатов – весьма проблематично. А вот программа «Буран», например, остановлена, но  она впитала в себя всё новое и дала сотни новых технологий и научных достижений. И космическая программа не была же прекращена  из-за того, что выводимое в космос оборудование получалось тяжелей, чем делалось за рубежом: легче мы не умели делать, и приходилось делать более мощные ракеты, - а это у нас вполне получалось. Цель была достигнута, средства оправданы. В 50х годах был разработан и внедрен в эксплуатацию электронный интегратор для моделирования нефтеносного пласта и регулирования режима его эксплуатации. Он включал в себя 10 тысяч электронных ламп, занимал  в институте нефти и газа несколько сотен кв. метров площадей и т.п. По сегодняшним меркам – монстр, функции его могут быть реализованы на одной микросхеме, но не ожидали же много лет новую элементную базу, и с тех времён реализованная идея работает используя новые научно – технические достижения по мере их появления.
Мировая практика использования научно-технических достижений хорошо известна, здесь не надо необоснованного новаторства. Нужен разумный баланс сил и возможностей между прорывными исследованиями и технологиями и инженерными задачами, которые сегодня возможно реализовать на основе имеющихся результатов научных исследований в различных отраслях знаний. Надо иметь в виду, что знания тоже стареют, а инженерия для них – это эликсир молодости. Зазоры между ЗНАЕМ-УМЕЕМ-ДЕЛАЕМ хронически громадные. Причина- человеческий фактор – основа наших национальных программ, которые могут быть реализованы только нравственностью, компетентностью и ответственностью человека, причастного к судьбе выработанных знаний. Средства и методы выработки политики, системы целей, алгоритмы их реализации так же хорошо известны.

Вооружение и военная техника (далее ВВТ) имеют ряд особенностей, которые, если их не учитывать, приводят к большим потерям. Особенностью ВВТ, прежде всего, является то, что их потребность (количественная и качественная): проектирование, производство, эксплуатация и утилизация, – суть государственной ответственности по обеспечению национальной безопасности, в нашем случае - оборонной. Это бремя затрат лежит целиком на государственном  бюджете.
Другой особенностью ВВТ являются их технико-экономические характеристики, которые должны быть оптимизированы, стабильны и при этом должны непрерывно совершенствоваться, не теряя   заданного уровня.
…«И тут Остапа понесло ...», - скажет искушенный           читатель, кто ж этого не знает?..
Вот, именно о том, что мы много знаем, что-то умеем из того, что знаем, и лишь кое–что делаем из того, что умеем, - мне и хотелось бы поделиться собственными наблюдениями.
Я – инженер-радиоэлектронщик, 55 лет проработал в этой отрасли, прошел путь от техника-конструктора, до Главного конструктора, директора НИИ; через мои руки и существо проходила зарождающаяся электронная вычислительная техника, внедрялась радиолокация, разрабатывались и внедрялись бортовые и наземные системы различного назначения по полному жизненному циклу.
Язык инженера,-конкретика, факты, события к которым лично причастен. Замечательные научные знания стали достоянием человечества лишь после того, как к ним прикоснулись руки и интеллект инженера.
В современных понятиях инженер – это « интерфейс» в системе реализации научно-технических достижений, о которых так много и давно говорят все, кому не лень. Подтверждением сказанного является то, что рождено на глазах ныне здравствующего поколения: покорение Космоса, ядерная энергетика, генетика и многое другое, хотя и более земное.
Многое могло бы делаться вокруг, но не делается лишь от человеческой лености, и потому, в частности, оборонно-промышленный комплекс (ОПК), являясь плодом «суровой необходимости», стал двигателем прогресса, в том числе и на путях мирного сосуществования людей на нашей планете.
Минует пора военных угроз, человечество или природа придумает иные стимулы для движения по пути прогресса (стимул - в изначальном значении «палка»), найдут иную мотивацию для борьбы с ленью. А пока забота общества – нести затраты на оборону как суровую необходимость. Итак, ОПК – это забота государства. Состояние ВВТ известно, оно доведено до такого положения тем, что многие годы оставалась неуправляемым. Исследование причин - забота историков, исправлять положение – дело инженеров. Но их надо этим озадачить, и создать им  хотя бы минимум условий и дело не в том, чтобы бросить всё и создавать очередную ФЦП, на них уже и так «аллергия»!..
Вот, возьмем родную радиоэлектронику: одна из самых наукоёмких отраслей знаний, на основе которой создаются системы класса «рычагов для интеллекта», а не выходит из отстающих! Выполнено много ФЦП, но не заметно ни новой элементной базы, ни современной технологической оснащенности. Мобильная связь, Интернет – упущены, ГЛОНАС – пока держится, нанотехнологии – в тумане. ( К примеру, в Финляндии , 200 предприятий заняты этой проблемой ). Системами информационной поддержки изделий (ИПИ, GАLS) никак не осмелимся заняться. Была проблема с нехваткой денег, но и их избыток также «легко» переносим.
Между тем, многое можно сделать в реальной ситуации, если разработать систему целей, определить приоритеты, найти лидеров, как в большом, так и в малом деле, дать им полномочия и облечь ответственностью.
Остановимся более подробно на конкретном вопросе из жизни вооружения и военной техники , а именно информационной поддержке изделий на их жизненном цикле (ИПИ, САLS и др. технологии).
Вот факты в поддержку актуальности темы. Давайте выполним несколько простых арифметических действий: возьмем строку в бюджете Министерства обороны на расходы, связанные с техническим обслуживанием ВВТ, отсчитываем 30%, результат помножим на средний срок службы ВВТ (15-30 лет), получим сумму   потерь госбюджета, или цену вопроса, если оставить ситуацию, как есть. Кому доступны исходные данные, - легко назовет результат, а кто уполномочен, тот примет решение о том, надо ли этим заниматься.
Можно предположить, что сумма затрат на реализацию проекта информационной поддержки изделий  ВВТ многократно меньше ежегодных потерь.  Но,   система для контроля деятельности объекта не может быть проще самого объекта.
В процессе развития радиоэлектронных систем стало понятно, что отдельными стендами («мормышками»), проблему не решить. Номенклатура и количество средств оценки технического состояния растет лавинообразно, так, техническое обслуживание ТУ-154, в состав которого входит 12 типов радиоэлектронных систем, требует применения более 150 электрорадиоизмерительных приборов различных типов и назначений, а ведь они и сами требуют обслуживания.
Системы ПВО, куда входят средства радиолокации, радиоразведки, радиоэлекронной борьбы, системы управления и связи, особо нуждаются в современных средствах поддержания её в боевом состоянии.
Кто-то может посчитать, что тема технического обслуживания не может позволить делать обобщения, что это частный вопрос. С такой позицией нельзя согласиться, во-первых, потому, что обсуждаемый вопрос - системный. Технико-экономический эффект будет тем значительней, чем на более высоком уровне будут приняты меры по унификации, стандартизации, оптиматизации системы обеспечения, средств и методов её реализации на современном научно-техническом уровне. Во-вторых, наши предложения не освобождают создателей конкретных типов ВВТ от забот о сервисе, просто надо телегу тянуть в одну сторону, с учетом рекомендаций единых нормативных документов, базовых средств и технологий. В-третьих, в рассматриваемой проблеме, как в капле воды будут отражаться и другие вопросы.
Есть такое понятие – стоимость жизненного цикла (СЖЦ) изделия, это сумма затрат на научные исследования, конструирование, производство, эксплуатационные расходы и утилизацию любого изделия.
А применительно к ВВТ, так уже более 30 лет, как на практике доказано, что внедрение на жизненном цикле изделий единых автоматизированных средств и методов контроля и диагностики технического состояния снижает стоимость жизненного цикла ВВТ более чем на 30 %. При этом заметно возрастают:
- надежность,
- боеготовность и
- боеспособность ВВТ.
Эти же средства позволяют вести мониторинг, прогнозирование технического состояния изделий, иметь электронный паспорт (см. диаграммы).


     Снижение СЖЦ ВВТ при реализации ИПИ-технологий на базе АСКД.

В некоторых странах переходят на то, чтобы платить не за стоимость изготовления образцов ВВТ, а оплачивать стоимость всего жизненного цикла. Вот где стимул разработчику и изготовителю повышать качество ВВТ, поставляемых в эксплуатацию!
Разработка и изготовление системы ИПИ окупается уже на этапе изготовления и испытания изделий.
Предлагаемые системы и средства возможно реализовать на отечественной элементной базе и комплектующих.
Базовыми средствами построения систем управления качеством на всех этапах жизненного цикла изделия является автоматизированная система контроля и диагностики   (АСКД) этих изделий.
Только они ответят на вопрос, в каком состоянии находится изделие в любой момент проектирования, испытаний, на любом этапе производства - от входного контроля комплектующих и материалов, в составе сборок, приборов, устройств; оценят результаты всех видов испытаний; составят ядро средств технического обслуживания в период эксплуатации. АСКД не только оценит состояние «годен-не годен» объект исследования, а поможет (или обнаружит) неисправность.
АСКД соберёт данные о динамике поведения изделий или его составных частей и на их основе в динамике, на любой момент времени даст прогноз состояния своих «пациентов», запишет всё в историю болезни – электронный паспорт.
В обратной связи - это информация для размышления заказчику, разработчику, производственнику по модернизации системы в целом, или её составляющих, что-то улучшить, либо понизить критерии, но зато сделать дешевле, - то есть решать оптимизационные задачи составляющих качества изделий. Итогом реализации такого проекта будет – создание интегрированной информационной системы управления жизненным циклом изделия, объединяющей разработчиков, поставщиков комплектующих и материалов, изготовителей и потребителей - на основе реальных данных об изделии – «Электронного паспорта» качества изделия.
Если кто-то утверждает, что готов привезти из-за рубежа готовую систему управления качеством, причем, «всего» за $ 5 - 10 млн, - постарайтесь не поверить.
Если жизненный цикл ваших объектов не охвачен АСКД, информация об их состоянии не приводится к единому языку общения и к единым средствам обработки, то не поверив, - не ошибётесь.
Мне не довелось видеть на отечественных предприятиях внедренной работающей современной системы управления качеством наукоемкой продукции; то есть, о приобретении – слышал, а вот об эффекте от этого – нет. Впрочем, даже нобелевский лауреат по экономике г-н Солоу заметил: «Компьютеры видны всюду, кроме данных о росте производительности труда, а много раньше академик В.М. Глушков об эффективности ЭВМ сказал, что она тормозится лишь фантазией программиста.
Нам же следует признать и утверждать, что научно-технических знаний на сегодня уже достаточно для инженерной деятельности, чтобы поднять в разы эффективность любой человеческой деятельности.
Все понятно, доходчиво, никто не против, один вопрос - кому всё это надо? Всем! А в этой ситуации – проблема остается бесхозной. Препон здесь – человеческий фактор. На нижних уровнях – это может быть институт, КБ, завод, они наверняка и «сами с усами»: наделают для своих изделий собственных стендов-«мормышек», плюс, десятки стандартных измерительных приборов, и свою задачу прикроют, благо нет ограничений ни по номенклатуре, ни по унификации, а главное – это можно сделать и за счет покупателя А при формировании любого комплекса, куда входят средства радиолокации, радиоэлектронной борьбы, радиоразведки, систем связи и управления, требующие технического обслуживания, встречается вся эта масса разнородных стендов и приборов, и в этом случае ни персоналу, ни экономике не позавидуешь. Даже если у каждого есть свои хорошие средства обслуживания, но они все разные, и их много, то вместе и получается, опять же, всем известные «лебедь, рак и щука».
В войсках НАТО перечисленные требования реализованы, и у них всю потребность вооруженных сил в контроле технического состояния покрыли более 20 лет назад тремя типами автоматизированных измерительных систем (АИС): для сухопутных частей, для моряков и для ВВС.
Самой масштабной попыткой решить вопрос снижения затрат по обеспечению технического обслуживания ВВТ в нашей стране была межотраслевая государственная программа в 80-е гг., исполнителями которой были девять отраслей ВПК и Минобороны, но ей не суждено было завершиться, так как  начались иные времена.
Интересно, что в новое время эту проблему - даже не обсуждали. И это при том, что ситуация заметно усугубилась – прежняя техника стареет, межремонтные сроки сокращаются, а умельцы, кто умел поддерживать эту технику вручную, уходят...
Причины сегодняшнего состояния заложены много лет назад в период проектирования, разработки новых систем вооружения. Тогдашние идеологи создания ВВТ, упустили задачу о необходимости среды обитания для вновь создаваемых объектов, а среда обитания (сервис, системы и средства обслуживания, кадры и др.) — вопрос системный, причем более высокого уровня (по ряду критериев), чем сами объекты контроля.
Оптимизация комплексных затрат на перевооружение должна учитывать фактор среды обитания, насколько новый объект будет воспринят этой средой. Современная техника вооружения при ее применении практически не используется без радиоэлектронных средств различного назначения, - так как сбор информации, ее хранение, выработка управленческих решений и др., - все требует сложного наукоемкого интеллектуализированного оборудования.
Такая техника должна жить в комфортных условиях, у добрых, знающих хозяев, умеющих вовремя принять профилактические меры, осуществить ремонтно-восстановительные работы. Эта среда должна эволюционно совершенствоваться в ожидании поступления новой техники.
Но и для новой техники, более наукоёмкой, сложной - нет адекватной стратегии технического обслуживания, нет даже концепции, а это может  о себе напомнить большими издержками.
К сожалению, мы «наступаем на те же грабли»: технология была в загоне, там и остаётся. Прежние достижения, обеспечивались порой энтузиазмом, порой невероятными усилиями учёных и специалистов - сегодня таких ресурсов практически нет.
Практика государственных органов во влиянии на развитие промышленности не убедительна. Федеральные целевые программы  не ощутимы ни на рынке, ни на предприятиях. Так, ведущая радиоэлектронная отрасль в технологии ИПИ,GALS ответственная в стране по этой проблеме, даже не обозначила свои намерения за многие годы. Молчит и Минобороны. Бюджет терпит.
Идея живет тогда, когда  она от рождения попадает в хорошие руки, ее лелеют, вкладывают в нее душу, сердце, ум, деньги и со временем она вырастает в целую отрасль
Самолеты, ракеты, телевизоры, компьютеры и др.- покорили мир именно так. В противном случае, при внедрении сверху нужна хорошая организация, ответственность, базовая идеология, которая не будет утеряна при смене руководства, потрясениях и др. Так случилось с АСК для ВВС, после многих споров «как строить мост», тогдашний главком ВВС ( 60 годы- Кутахов) издал директору- без АСК самолеты на вооружение не закупать. Естественно слова были подкреплены оргмерами и по сей день МИГи и СУ обеспечены системами технического обслуживания лучше других ВВТ, кстати и котируются в мире, поколения изделий меняются, а идеология АСК работает. 
Продолжаем констатировать факты:
- по производительности труда отстаём в 6 раз, по отраслям на 10-15лет.
У нас, к сожалению, многие руководители, да и специалисты лишь констатируют на сколько лет мы отстали, а кое-кто повторяет излюбленное «в радиоэлектронике отстали навсегда» и переходят в дилеры тех компаний , которые их в этом убедили, только вот занимать руководящие должности в госструктурах, вузах им бы не надо.  Как  ветеран отрасли хочу напомнить факты из истории отечественной электроники: в 50-х годах первенство в космосе, паритеты в вооружении  и народном хозяйстве обеспечивались отечественными учеными и специалистами, отечественным оборудованием, созданным на отечественных материалах и комплектующих. Нам бы тогда такие условия ,как  сегодня.
Конечно, нужен ГЛОНАС, нанотехнологии, но не  надо забывать  о земных делах  и хлебе насущном.
Если будет усилена роль инженерной  реализации системы целей,  на многое откроются глаза. Ведь инженер использует достижения  очень многих  наук и технологий  в реализации  конкретных целей. При этом  высветятся уровни и задачи  узких специалистов  (направлений),  учёных.  Практика- мерило  истины, в т.ч. и в оценке  направления ресурсов: для исследования, для инженерной реализации, для технологий, их объемы и сроки - где нужны  миллиарды, а где надо поддержать  группу энтузиастов.
Мы уже упомянули  о том, что для любого  вида деятельности  нужна мотивация, система организации, регулирования: государственного, рыночного, по системе  деньги – товар – деньги,  товар – деньги – товар, а ещё, оказалось, деньги – деньги – деньги (о нем не широко вещали,  но результат весьма  доходчив и убедителен).
ОПК – значительный сектор экономики государства, предназначенный для обеспечения вооружением и военной техникой силовых ведомств,  сам по себе не может жить и работать.
Рынку доверить уже попробовали, - и результат известен.
Не будем, однако, углубляться в недавнее прошлое с его практикой проведения тендеров, конкурсов, с контролем расходования государственных средств, оценкой фактических результатов. Пусть это изучают те, кому доверило общество.
Дело инженеров ОПК создавать и поддерживать вооруженные силы необходимой и достаточной техникой, им нельзя позволить «рухнуть», это не финансовые пирамиды.
Скорее всего, человечество в целом и каждое государство вновь вырабатывает систему управления  экономикой… Но мы говорим о том, что надёжность, боеготовность и боеспособность вооруженных сил не допускает перерывов, значит, и управление ОПК должно быть непрерывным и чётким. На сегодня нет альтернативы органу типа военно-промышленной комиссии с полнотой полномочий и ответственности за состояние дел; только время покажет, будет ли найден и отработан другой способ, лучший, тогда будет не грех и перейти.
В практической работе предприятий, институтов имеется масса наработок, полезных для улучшения качества ВВТ, но чтобы эффект был значимым, его кто-то должен оценивать: частная ли это поделка или предложение имеет системный характер, причем, не просто принять или отвергнуть, а нести за свое решение реальную ответственность.
За годы разговоров о системах управления качеством, информационной поддержке на этапах жизненного цикла, мониторинге, электронном паспорте можно было бы много сделать, по любому из направлений. Были бы выработаны нормативные документы, стандарты, общие рекомендации. Ведь работы всё равно проводятся, но ведутся неслаженно, в разнобой. Многие предприятия и сегодня руководствуются документами 30-тилетней давности и ничьим интересам это не мешает.
Разработать (обновить) нормативные документы, концепции развития по направлениям техники, установить жёсткие требования по их исполнению – совершенно необходимо, хотя бы в рамках ОПК. Для такой работы не надо много сил или средств, но организованность и ответственность нужна.
Нужна организованность, целенаправленность, ответственность и дисциплина ,«наукоёмкое» и компетентное  управление на основе высоких нравственных критериев.
Многое можно сделать в рамках ВПК, если усилить роль управления в этом секторе экономики, и рыночные отношения здесь не при чём, они не пострадают. Государство планирует количество и качество ВВТ, заказывает науке и промышленности, принимает и  оплачивает товар.
В угоду кому-то, в эту простую понятную схему вклинились дополнительные звенья под предлогом того, что это снижает коррупцию, экономит средства и другие прелести.
Кто-то считает, что офицеры заказывающих управлений и военные представители на предприятиях менее честны, чем организаторы торгов, тендеров и прочиеструктуры-призраки, всё распределяющие и ни за что не отвечающие.
У директоров ОПК чувство локтя, порядочность в партнёрстве, личных взаимоотношениях на хорошем уровне и сегодня, а с началом кризиса (не сегодняшнего, а натурального разгрома, идущего с 90-х гг.) оборонщики объединились в различные общественные формирования в регионах, в отраслях – советы, ассоциации. На Дону – Ассоциация Высокие технологии, при Госдуме – экспертный совет и академия изучения проблем национальной безопасности. Проведенные «круглые столы», конференции давали хорошую пищу и для размышления, и для принятия мер (конечно, тем, кто хотел слышать). Конкретный пример: по и инициативе Совета приостановлен окончательный развал вертолётостроения. Думается, нелишне было бы поддерживать и сегодня эту практику,  такие формирования способствовали сохранению ядра ОПК. Ветераны отрасли, да и действующие руководители с надеждой смотрят на каждый шаг руководства страны, касающейся политики в отношении важнейшего для государства сектора.
Общественные формирования работают неизменно с 90-х гг., чего, к сожалению, нельзя сказать о вариантах Федерального управления ОПК, счет которым уже потерян...
Сегодня, когда по всем направлениям идет реорганизация, нельзя не изучать опыта прошлых лет и положительного и отрицательного.
Такой анализ - стартовая площадка для развития, но вооруженные силы особенны тем, что их задача - непрерывная готовность, при этом обеспечивать её необходимо имеющимися силами и средствами, а поскольку одномоментно их не улучшить, надо параллельно и оснащать новой техникой, модернизировать имеющуюся и поддерживать всю её в готовности к применению.
Во всем нужна системная работа: от государственного уровня до нас, предприятий, мы должны знать свою нишу, вектор направленности в своей деятельности. Может меняться уровень финансирования, формы управления, но идеология, научно-техническая политика должна быть чёткой на любой момент. Причём, многое в этом плане возможно реализовать без увеличения затрат, теми же кадрами, при том же научно-техническом обеспечении.
Приятно было услышать, что председатель правительства В.В.Путин провёл совещание с главными и генеральными конструкторами авиапрома. Сравнительно недавно состоялся в Ростове-на-Дону круглый стол под эгидой тех же общественных организаций, где шла речь по воскрешению института этой категории научных руководителей, причём, на разных уровнях и отраслях; создать им условия для работы, обеспечить каждого оборудованием и группой единомышленников. Определить также ведущие институты или конструкторские бюро по тематическим направлениям с комплексной задачей исследования, разработка, изготовление того облика техники, на которые мы сегодня способны в нашем Отечестве.
Затраты и риски для Государства невелики и будут оправданы теми изюминками, которые наверняка появятся.
В этом же плане неиспользованный пласт возможностей профильных кафедр учебных заведений, где, зачастую, преподаватели, студенты, аспиранты - тратят свою творческую энергию не эффективно, бесцельно.
Стоит обратить внимание на то, что мы живём в эпоху перемен, нестабильности средств и методов управления, подъёмов и спадов ситуации, но при которых Минобороны всегда остаётся.
Так бы поступить и с ВПК, ведь ОПК - это особый сектор государства, в котором весь жизненный цикл ВВТ, от идеи до утилизации – забота общества, государства; это его детище и качественно, и количественно, и морально, и материально. Если уж Армия и Флот - самая надежная опора России, так и забота о них должна быть надёжной. Облик и состояние их не должны зависеть от сиюминутных взглядов, настроений, они должны быть оптимизированы, стабильны, а задача общества поддерживать необходимый уровень и доверять управление его состоянием надёжному, стабильному органу.                                                         В статье в основном изложены факты имеющие отношение к инженерной деятельности и сетования на то, что деятельность инженера не столь продуктивна как могла бы быть. Можно лишь подтвердить, что всё перечисленное имеет существенное отношение к материализации научно-технических достижений и что у нас слабо развиты науки и технологии инженерного творчества, науки о реализации самых разных идей, доведения их до совершенства, до тех « чудес света», которые веками восхищают человечество, а ведь в основе их простая идея- жилище, мост, башня…Конечно не всякое инженерное творение может достичь божественного уровня,  но идти по этому пути надо с первых шагов, каждая идея на пути к совершенству, к «чуду света» имела массу вариантов инженерной реализации.         Хорошо бы начать с подготовки специалистов в учебных заведениях. Странно даже звучит намерение на базе ВУЗов сделать несколько учебно-научных центров. Каждое учебное заведение обязано быть таким центром, если нет- так зачем оно, подготовка специалистов и научная работа- двуединый процесс. Судьба многих выпускников – всю оставшуюся жизнь сидеть у окошка банка – оператором, судьба многих преподавателей многие годы читать одно и тоже, на одном уровне. Подобное утверждение можно легко оспорить – а как же НОК(это научно образовательный комплекс), технопарк и др. структуры – но трудно подтвердить, что всё это и всегда существенно влияет на качество подготовки выпускников, на повышение профессионального мастерства преподавателей. Сегодня инженеру, выпускнику ВУЗа три дороги: инженер – оператор, по сути выполнять функции в составе человеко-машинных систем, т.е. те процедуры которые машина пока не умеет делать ;инженер по обслуживанию техники; инженер исследователь, разработчик новой техники. Программы подготовки должны быть разными по набору дисциплин и глубине изучения. Инженерия – страж на пути демагогии, пустопорожних обещаний. Инженерия – аккумулятор многих отраслей знаний, рефери в оценке значимости идей и может во многом влиять в обратной связи на их развитие. Как зачастую недостаёт в жизни руководства древним библейским постулатом- «суди его по  делам его»,- вот критерий всякой человеческой деятельности, в том числе и инженерной, и социальной, и политической!
Но вернемся к нашим ВВТ. Вспомним: «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». Если тормозится использование явно прогрессивного научно-технического достижения – значит это кому-то надо. Человеческий фактор. Ищите человека.