Государственное управление послевузовским профессиональным образованием в интересах социально-экономического развития России
Аннотация
Дата поступления статьи: 12.03.2013В статье рассматриваются новые подходы к развитию системы высшего профессионального образования.
Ключевые слова: развитие системы высшего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, потенциал системы высшего профессионального образования, аттестация научных и научно-педагогических кадров
В процессе интеграции образовательной системы России в общее европейское образовательное пространство на основе Болонского соглашения, формируется новая парадигма построения эффективной системы высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, к которой относится система аспирантуры, докторантуры и последующая подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров.
В настоящее время большое внимание уделяется системе высшего профессионального образования, упуская проблемы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, что нашло отражение в работах Шадрикова В.Д., Зиберова Л.В., Козырина А.Н, Кенсовского П.П., Артемьева И.В., Трошкина Т.Н., Кочерга С.А. и других авторов. [1,3,8]
Стоит отметить, что наиболее значимыми работами в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников России посвящены работы Аристера Н.И., Жильцова Е.Н., Казакова В.Н. Браже Т.Г., Буллах K.B., Волкова Ю.Г., Выскуба B.H., Галкина K.T., Гитиса Э.И., Глухова B.B., Горелова В.П., Горошко O.H., Грязновой А.Г., Журавлева Е.И. [2,5]
Совершенствование государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников в интересах эффективного социально-экономического развития приоритетных сегментов экономики России призвано решить целый ряд системных задач: определить современное состояние, тенденции и перспективы развития кадрового потенциала секторов современной экономики России, выявить экономические, управленческие механизмы реализации государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических кадров; создать эффективную систему мониторинга; выявить закономерности, состояние, динамику и проблемы развития послевузовского профессионального образования на основе принципов Болонского процесса; разработать эффективные механизмы интеграции образования, науки и бизнеса, государства и гражданского общества с целью обеспечения экономики России высококвалифицированными кадрами; исследование международного опыта в области подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и разработка системных рекомендаций по совершенствованию данной структуры для развития экономики России.
Показатели результативности деятельности диссертационных советов по отраслям наук в Российской Федерации за 2001-2011 года выражено в количественном распределение состоявшихся защит кандидатских диссертаций в год, вне зависимости от итога защиты по отраслям науки по Российской Федерации и представлено в таблице 1.
Таблица 1. Количественное распределение состоявшихся защит кандидатских диссертаций в год, вне зависимости от итога защиты по отраслям науки по Российской Федерации [9].
Шифр и наименование отрасли наук |
Количество состоявшихся защит кандидатских диссертаций в год |
||||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
01 - Физико-математические науки |
834 |
1164 |
1079 |
1294 |
1266 |
1401 |
1224 |
1102 |
1229 |
1255 |
1274 |
02 - Химические науки |
492 |
520 |
562 |
651 |
654 |
680 |
686 |
636 |
738 |
636 |
701 |
03 - Биологические науки |
922 |
1309 |
1210 |
1428 |
1407 |
1478 |
1346 |
1160 |
1724 |
1167 |
1314 |
04 - Геолого-минералогические науки |
153 |
219 |
179 |
184 |
192 |
156 |
178 |
145 |
171 |
197 |
169 |
05 - Технические науки |
2470 |
3777 |
3257 |
3974 |
3835 |
4133 |
3811 |
2822 |
3945 |
3352 |
3695 |
06 - Сельскохозяйственные науки |
500 |
715 |
645 |
730 |
699 |
662 |
698 |
560 |
1028 |
298 |
563 |
07 - Исторические науки |
598 |
917 |
844 |
1079 |
1044 |
1139 |
938 |
691 |
896 |
825 |
818 |
08 - Экономические науки |
2200 |
3670 |
3845 |
4953 |
4681 |
5251 |
4267 |
3285 |
4200 |
3381 |
3594 |
09 - Философские науки |
435 |
545 |
569 |
578 |
634 |
728 |
616 |
415 |
615 |
436 |
510 |
10 - Филологические науки |
819 |
1154 |
1217 |
1583 |
1527 |
1618 |
1651 |
1310 |
1555 |
1269 |
1336 |
11 - Географические науки |
133 |
169 |
182 |
221 |
208 |
210 |
201 |
118 |
201 |
154 |
159 |
12 - Юридические науки |
1058 |
1539 |
1358 |
2017 |
2059 |
2124 |
1944 |
1465 |
1722 |
1178 |
1436 |
13 - Педагогические науки |
1523 |
2360 |
2162 |
2637 |
2451 |
2876 |
2347 |
1758 |
2237 |
1764 |
1685 |
14 - Медицинские науки |
2782 |
3903 |
3895 |
4658 |
4469 |
4395 |
4075 |
3414 |
4226 |
3337 |
3298 |
15 - Фармацевтические науки |
57 |
85 |
79 |
100 |
109 |
67 |
94 |
94 |
151 |
43 |
130 |
16 - Ветеринарные науки |
174 |
237 |
203 |
215 |
176 |
180 |
209 |
156 |
224 |
137 |
160 |
17 - Искусствоведение |
75 |
123 |
113 |
188 |
157 |
194 |
137 |
216 |
186 |
168 |
206 |
18 - Архитектура |
24 |
22 |
21 |
35 |
35 |
47 |
52 |
18 |
53 |
28 |
32 |
19 - Психологические науки |
374 |
540 |
525 |
679 |
626 |
744 |
607 |
480 |
589 |
541 |
529 |
22 - Социологические науки |
345 |
436 |
444 |
589 |
557 |
635 |
542 |
316 |
530 |
331 |
378 |
23 - Политические науки |
201 |
222 |
255 |
314 |
352 |
359 |
352 |
296 |
477 |
178 |
366 |
24 - Культурология |
50 |
66 |
91 |
128 |
107 |
153 |
92 |
89 |
153 |
101 |
155 |
Всего |
16219 |
23692 |
22735 |
28235 |
27245 |
29230 |
26067 |
20546 |
26850 |
20876 |
22508 |
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что подготовка и аттестация кадров высшей научной квалификации в настоящее время распределена неравномерно по отраслям наук, отмечается тенденция увеличения защит по гуманитарным и общественным наукам.
В настоящее время во многих секторах экономики России: государственном, производственном, предпринимательском, научном, секторе высшего профессионального образования, секторе некоммерческих организаций сказывается нехватка высококвалифицированных кадров.
Развитие послевузовского образования предполагает активное участие в этом процессе государства, создания «социально-экономической конструкции», механизмов и систем для управления сферой подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Создание эффективной системы науки невозможно без четкой комплексной регламентации взаимоотношений федеральных органов, соответствующих органов субъектов Российской Федерации, иных территориальных органов, научных организаций, объединений и отправной точки всей системы науки - научных сотрудников. Необходима соответствующая координация их специализированной деятельности, что позволило бы обеспечить создание устойчивой и эффективной системы науки как социально значимой отрасли, определяющей уровень развития государства и обусловливающей достойное будущее страны.
На основании вышеизложенного необходимо разработать Концепцию по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в условиях Болонского процесса, на базе экономического моделирования и управления комплексом в социальной сфере, определяющим цели, задачи, структуру, содержание, тактику и основные стратегические направления развития системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Российской Федерации.
Концепция должна учитывать основные элементы, позволяющие системе послевузовского профессионального образования эффективно справляться с поставленными задачами: подготовка и аттестации научных и научно-педагогических кадров, мировые тенденции в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, основные направления совершенствования системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции, ориентированной на приоритетные направления экономики Российской Федерации. [6,7]
Основными задачами государственной политики в области образования и науки на пути реализации модернизации являются: развитие приоритетных научных исследований и новых технологий, ориентированных на инновационную систему образования; подготовка высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям экономики России. Стоит отметить, в последние годы в науке стали выявляться существенные недостатки: значительное и необоснованное преобладание кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным наукам, в частности по экономическим и юридическим специальностям, незначительное количество кандидатских и докторских диссертаций по техническим наукам, что существенно мешает подготовке высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям.
В настоящее время преобладающее число научных школ, не отвечают высоким стандартам качества подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Это приводит к снижению требований, предъявляемых к содержанию кандидатских и докторских исследований. Указанные причины привели к снижению конкурентоспособности отечественной науки, системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. Вносимые разработки экономических мер в рамках данной Концепции модернизации системы аттестации способствует созданию максимально благоприятных условий для творчества, формирования конкурентоспособных кадров в сфере образования и науки.
Данная Концепция, учитывая мировой и отечественный опыт в контексте Болонского процесса по развитию и поддержке научного интеллектуального потенциала, призвана способствовать преобразованию в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров. Мировой опыт в аттестации научных и научно-педагогических кадров говорит о том, что степень доктора философии «пи-эйч-ди» (Ph.D) присуждается в США, в странах Европы, Америки, Азии и является высшей научной степенью, подтверждающей квалификацию специалиста в той или иной отрасли знаний, как-то: доктор философии в экономике, доктор философии по истории, доктор философии в области психологии и т.д. При этом профессиональная деятельность докторов философии связана как с научной и преподавательской деятельностью, так и работой в бизнесе, в консалтинговых компаниях, в аналитических отделах и т.д. Около 70–80% обладателей Ph.D выбирают академическую карьеру, занимаясь преподаванием в университетах и бизнес–школах. [4,6]
В развитых странах с каждым годом растет спрос на докторов философии. Так, например, в США он вдвое превышает предложение. Наличие ученой степени Ph.D – это гарантия трудоустройства. Здесь специалист защищает докторскую степень и в дальнейшем может совершенствоваться без получения формального подтверждения уровня квалификации в определенных областях знаний.
Следует отметить, что система подготовки и аттестации научных кадров в Европе децентрализована, основана на взаимосвязи образования и исследования. В рамках Болонского процесса большинство европейских стран рассматривают докторантуру как третий уровень обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура), а некоторые закрепили данный факт законодательно. Наиболее популярной квалификацией доктора наук является Doctorof Philosophy (Ph.D или Dphil). Ее присуждают по результатам исследовательских проектов. Докторские программы Ph.D состоят из обязательных спецкурсов и оригинальных индивидуальных исследований, позволяющих приобретать дополнительные знания.
Разработка новой Концепции по совершенствованию будет способствовать созданию универсальной модели аттестации научных и научно-педагогических кадров, способствующей интеграции России в мировое научно-образовательное пространство и призванной обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления науки.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров:
совершенствование и разработка экономических методов регулирующих аттестацию научных и научно-педагогических кадров, оптимизация сети диссертационных советов, обеспечение эффективного взаимодействия ведущих вузов и научных организаций; постепенный переход к модели, обеспечивающей применение информационных технологий в аттестации научных и научно-педагогических кадров для науки и образовании, повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество принятых решений об аттестации научных и научно-педагогических кадров, определение стратегически важных направлений подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с основными приоритетами развития России, создание и формирование институционального значения системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, формирование и управление общей информационной среды, интегрированной в мировое научно-образовательное пространство, разработка системы контроллинга, оценки, мониторинга качества аттестации и уровня востребованности научно-педагогических кадров.
Разработка и реализация концепции по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в условиях Болонского процесса будет способствовать динамичному и качественному развитию образования и науки, созданию системы, отвечающей международным стандартам и позволяющей России интегрировать в мировое образовательное пространство. В результате внедрения в практику базисных положений данной концепции повысится общественный престиж и востребованность ученых на рынке труда.
Литература:
1. Артемьева И.В., Трошкина Т.Н. Модульный принцип организации образовательного процесса в зарубежных странах
2.Загрядский В.А, Злоказов В.П., Голяков В.Л. Система научно-общественной (профессиональной) аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. М., 2000.
3.Зиберова Л.В. «Социокультурные аспекты модернизации российского образования в контексте европейской интеграции». Консультант плюс
4. Кенсовский П.П. Общеправовой анализ принципов Болонского процесса
5. Резник С.Д. Аналитический доклад «Новые ориентиры повышения эффективности системы государственной системы аттестации кадров Российской Федерации» 2012г.
6. Болонская декларация: европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. общ-ва. 2005. N 1 (33). С. 74 - 77; http:// www.quality.edu.ru/ bolonski/ megdunarodn/ 764.php.
7.Комментарий к федеральному закону от 22 августа 1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 февраля 2011 года Ю.В. Хлистун Под редакцией к.ю.н. Н.Н. Ковалевой
8. В.Д. Шадриков «Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс. Образовательная политика».
9. Информационный Интернет-ресурс — «Кадры высшей научной квалификации» http://science-expert.ru.
http://scienceexpert.ru/dsrf/federal_level/Stat_dis_2.shtml