×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Особенности влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны

Аннотация

Е.Л. Кузина

В статье раскрывается взаимосвязь таких категорий, как экономическая безопасность страны с учетом экологической составляющей и ее экономическая устойчивость. Стратегия развития предприятий железнодорожного транспорта должна быть нацелена на рост экономической устойчивости  и соблюдение интересов общества. Модельно-сценарный подход к управлению стратегией  железнодорожного транспорта позволит обеспечить принятие управленческих решений, нацеленных на  эколого-экономическую безопасность страны.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, экономическая устойчивость, управление, экономическая безопасность, стратегия.

Ключевые слова:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Развитие транспортной системы региона обусловлено особенностями хозяйственного комплекса Юга России, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда, географическим положением и рядом других факторов.
В современных условиях дорожно-транспортный комплекс ЮФО играет ключевую роль в обеспечении растущего спроса отраслей экономики региона, внешнеторговых транспортно-экономических связей России, потребности населения в транспортных услугах, обеспечении экономической безопасности страны с учетом экологической составляющей [3,c.65]. Рассмотрим особенности влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность со стороны взаимосвязи и взаимного влияния таких важных понятий, как экономическая безопасность страны и экономическая устойчивость предприятий железнодорожного транспорта.
Развитие рыночных отношений, кризисная ситуация в российской экономике и обществе  выдвигают весьма важную задачу разработки и практического применения инструментов и показателей устойчивого развития предприятий, которые являются источником производства товаров и услуг, средств для пополнения государственного бюджета, позволяют эффективно использовать трудовые ресурсы, занимают определенное место в социально-экономической  структуре  общества. На предприятии осуществляются хозяйственные процессы, интегрируются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, воспроизводятся и создаются новые производственные отношения. В настоящее время при переосмыслении роли предприятия, появляется осознание его институциональной роли в качестве субъекта концентрации и воспроизводства ресурсов, формирования будущих потребностей и тенденций, выявляется необходимость функционирования его в состоянии стабильной устойчивости [4,с.6].
Проблемы управления экономической устойчивостью предприятий нашли отражение в трудах отечественных учёных Л. Абалкина, И. Алешина, С. Губанова, В. Ефремова., Н. Кондратьева, Р. Фатхутдинова, О. Виханского, Р. Нуреева, Ф. Уфимцева, Р. Попова. и др. Среди зарубежных ученых, исследующих проблемы экономического роста, следует назвать М. Портера, И. Шумпетера, И. Ансоффа, М. Мескона, П. Друкера. В трудах отечественных и зарубежных экономистов исследованы общие закономерности повышения экономической устойчивости предприятий, актуальные и в настоящее время. По мнению Броило Е.В., экономическая устойчивость коммерческой организации отражает ее производственно-экономический потенциал, степень сбалансированности элементов (функциональных и производственных подразделений), движения ресурсов по времени, объёмам и направлениям [2, с.5].  Криворотов В.С. в научном исследовании подчеркивает, что управление экономической устойчивостью является одним из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях развивающейся рыночной экономики. Актуальность этого направления непрерывно возрастает в соответствии с объективными требованиями растущих объемов производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, условиями меняющейся внешней среды. Комплексный подход к разработке наиболее приемлемых вариантов механизма управления экономической устойчивостью с учетом опыта развитых стран, специфики отрасли, факторов воздействия внешней среды может стать основой разработки общей долговременной стратегии экономического развития предприятия, нацеленной на обеспечение экономической безопасности страны с учетом экологических факторов [5,с.11].


Экономическая устойчивость предприятия - это самодостаточность предприятия как системы для реализации экономического и технологического потенциала, обеспечивающего достижение материальных, стоимостных и социальных целей [2,с.9]. Экономическая устойчивость определяет положение субъекта на рынке и, следовательно, конкурентные преимущества и возможности в конкурентной борьбе.  По мнению экономистов, неустойчивость предприятий прямо или косвенно связана с недостатками в организации и использовании факторов производства (основные и оборотные фонды, труд), поэтому поиск инструментов и показателей устойчивого развития предприятия через управление ими становится чрезвычайно важной задачей.
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Однако реализации стратегии развития железнодорожного транспорта в настоящее время мешают кризисные явления в экономике и их последствия в виде значительного сокращения объемов перевозок, а также бюджетного финансирования [4,с.16] .
Южный федеральный округ нуждается в развитии транспорта не только как регион, где зимой 2014 года пройдет Олимпиада, но и как одна из самых густонаселенных частей страны, имеющая великолепный экономический потенциал, сдерживающийся в том числе и инфраструктурными вопросами. Дорожно-транспортный комплекс - динамично развивающаяся отрасль, одна из ведущих в экономике Южного федерального округа, на долю которой приходится более 9% валового регионального продукта. Поэтому для прогнозирования сценариев экономически устойчивого развития предприятий железнодорожного транспорта с целью обеспечения экономической безопасности страны используем метод эконометрического моделирования. Современные научные продвижения в математико-статистической области знаний, особенно многомерного статистического анализа и заметное расширение круга экономических задач, требующих эконометрического подхода в их решении, создали необходимые предпосылки для существенного пополнения  математико-статистического инструментария эконометрики. В качестве основных математико-статистических методов можно выделить следующие: классическая линейная модель множественной регрессии и классический метод наименьших квадратов; обобщенная линейная модель множественной регрессии и обобщенный метод наименьших квадратов; специальные нелинейные модели регрессии со стохастическими объясняющими переменными, с переменной структурой и с дискретными зависимыми переменными; модели и методы статистического анализа временных рядов; анализ систем одновременных эконометрических уравнений.

Перечисленные методы составляют математико-статистическую базу эконометрического моделирования, предоставляя разнообразные методы и модели статистического исследования зависимостей, существующих между экономическими показателями. Однако, наши экономические исследования относительно региональной системы железнодорожного транспорта связаны с решением ряда задач, которые требуют применения методов прикладной статистики, выходящих за рамки традиционного эконометрического инструментария.  К таким задачам можно отнести следующие: типологизация и кластеризация экономических объектов транспортной системы; построение и анализ целевых функций и интегральных индикаторов; анализ динамики экономического «состояния» транспортной системы. Весьма эффективным средством решения задач подобного типа являются модели марковских цепей, которые также могут быть отнесены к математико-статистическому инструментарию эконометрики [1,с.56]. В связи с тем, что целью построенной для региональной системы железнодорожного транспорта эконометрической модели является прогноз эндогенных переменных и имитационных расчетов на τ временных тактов вперед, то исходные статистические данные (1) и (2) разделены нами на две части:
- обучающую выборку:              

     (1)

- экзаменующую выборку:.           (2)     

Линейная и аддитивная модель эколого-экономической оценки функционирования железнодорожного транспорта имеет следующий вид:

(3)

где априорные ограничения выражены неравенствами:         (4)
а и b –константы, которые задают нижние границы потребления услуг железнодорожного транспорта, ниже которых не может снизиться спрос ни на эти услуги, ни на состояние окружающей среды в территориальных зонах функционирования объектов региональной системы железнодорожного транспорта; δt - случайная составляющая, характеризующая разницу между модельным и наблюденным значениями анализируемой результирующей переменной, зафиксированной в t-м измерении; yt(1) - потребление услуг региональной системы железнодорожного транспорта; yt (2) – инвестиции; yt(3) – доход; хt(1) – налог на доходы; хt(2) – дотации как инструмент государственного регулирования; хt(3) - государственные закупки услуг транспортных перевозок, измеренные в момент времени t.
Из полученной таким образом модели подстановкой в ее приведенную форму значений экзогенных переменных XT n-τ+1, XT n-τ+2,…, XT n получены модельные (ретроспективно прогнозные) значения соответственно YTn-τ+1, YTn-τ+2, …, YTn.  Сравнение этих модельных значений с соответствующими реальными значениями экзаменующей выборки  YTn-τ+1,YTn-τ+2, …,YTn позволило нам проанализировать адекватность модельных выводов реальной действительности и их точность. 
Таким образом, эконометрическое моделирование позволяет осуществить прогноз экономических показателей исследуемой транспортной системы и имитацию возможных сценариев ее экономического развития. При постановке задач эконометрического моделирования нами определен их иерархический уровень и профиль. Анализируемые задачи отнесены к мезоуровню (региональная система железнодорожного транспорта) и направлены на решение  вопросов экономической безопасности страны с учетом экономических особенностей природоохранной деятельности.
Список литературы:
1. Айвазян, С.А., Мхитарян, В.С. Прикладная статистика. Основы эконометрики. В 2 т. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 656 с.
2. Броило, Е.В. Управление экономической устойчивостью организаций сферы предпринимательства в условиях кризиса / Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского ГУ // Электронный научный журнал, выпуск № 1, 2009.
3. Горелов, А.А. Экология: учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 312 с.
4. Каптейн, Ю.Н. Проблемы экономической устойчивости промышленных предприятий республики Коми /  Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского ГУ // Электронный научный журнал, выпуск № 4, 2009.
5. Кирищиева, И.Р. Эволюционный аспект в трансформационных процессах структурной реформы железнодорожного транспорта: монография / И.Р. Кирищиева; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2007. – 200 с.