Особенности осуществления государственной политики в области информатизации образования в современной России
Аннотация
В статье рассматриваются преимущества и отрицательные стороны использования информационных технологий в образовании, развитие роли личности в связи с трансформацией современного общества, подготовка преподавателя нового типа. Анализируется отношение к состоянию вузовского образования и инновациям в образовательной практике.
Ключевые слова: информатизация общества, информатизация образования, информационные технологии.Ключевые слова:
Анализ глобальных тенденций формирования общеевропейского пространства, учет новых требований к содержанию, формам и методам подготовки студентов, их мобильности и связанных с этим инновационными изменениям в системе управления высшим образованием является важной задачей, которую необходимо решать на государственном и региональном уровнях. Информатизация образования протекает неравномерно, сложно и противоречиво, программа информатизации образования выдвигается на первый план, но имеющаяся инфраструктура высшей российской школы не везде позволяет их выполнение, а также не везде подкреплено технологически. В общем, формально и административно проводимая информатизация образования значительно снижает уровень возможностей образования, вызывает проблемы и порождает противоречия. Эти проблемы ведут к необходимости информатизации образования, освоения новых форм организации образовательного процесса, методик образования, способов распределения ресурсов, новых процедур принятия управленческих решений. В период интенсивных социальных изменений важно определить роль государства, общественных структур, международного опыта в управлении информатизации системы высшего образования.
Мы наблюдаем, как в начале XXI века появилась насущная необходимость решения проблем информатизации образования и информатизации общества в целом. На данный момент это становится важнейшими условиями выживания российского общества, его национальной безопасности. Проблема информатизации образования не теряет своей актуальности и для её решения в России были предприняты меры на государственном уровне, в частности, были разработаны и утверждены ряд федеральных программ: на совете Безопасности 25 июля 2007 года была утверждена «Стратегия развития информационного общества России» [1], а также «Концепция системной интеграции информационных технологий (ИТ) в высшей школе», «Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации». В целях создания единой образовательной информационной среды РФ была разработана Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», которая была продолжена до 2010 года и стала основой тенденций информатизации образования в национальном проекте «Образование» в программе «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.).
Обратим внимание на то, что проблема информатизации высшего образования является одной из сложных и актуальных в теории и практике. Об этом свидетельствуют шаги, принятые в последнее время правительством, в связи с действующей «Национальной доктриной образования РФ», итогами реализации «Концепции информатизации российского образования на период до 2010 года» и продолжением информатизации образования в региональных программах до 2013 года, особенно в рамках вхождения России в Болонский процесс. В этой связи возрастает роль повышения эффективности и качества преподавания, взаимосвязи учебной и научной деятельности высших учебных заведений в контексте информатизации.
Программа «Электронная Россия» (далее, Программа) ‑ базовая для развития ИТ в нашей стране. Одним из основных направлений, по которым Программа должна реализовываться, является использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. А.Д. Еляков отмечает: «…В современном обществе благодаря широкому использованию спутниковой связи, сотовой телефонии и Интернета фактор пространственной удаленности уже не играет существенной роли в доступе людей к информации и в коммуникациях» [2]. Глобальная цель информатизации сферы образования является многофакторной. Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке обучающихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества [3]: повышению качества образования, увеличению степени доступности образования, повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал), интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.
В Программе выявлены основные задачи развития образования: подготовка кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной цели повышения качества образования с использованием перспективных ИТ; анализ уровней целесообразного применения ИТ для различных направлений и ступеней подготовки специалистов; научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования; разработка новых принципов и методов представления информации, обработки данных и баз знаний; создание системы стандартизации ИТ, разработка методик сертификации программных и технических образовательных средств; создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; обеспечение массового доступа к единой системе баз данных и информационных ресурсов сферы образования России для всех групп пользователей [4, 5].
Определены основные направления развития информатизации национальной системы образования: информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании; получение обучающимися необходимого, соответствующего компетенциям, уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной «информационной культуры»; создание информационной инфраструктуры сферы образования; информатизация процессов управления образованием; информатизация научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования; оснащение сферы образования современными информационно-вычислительными средствами и телекоммуникационной техникой; создание и развитие современной системы дистанционного образования, справедливо дополняют О.П. Молчанова, Т.П. Воронина [6].
В соответствии с целями и задачами Программы, направлений государственной политики в области информатизации образования и для научного обоснования методов и средств проведения работ по информатизации сферы образования проводятся исследования по направлениям, в соответствии с рассмотренными концепциями Б.Н. Богатыревым и рядом автором [7]: разработка методов моделирования и концептуального проектирования процессов информатизации образования; содержание и методология преподавания знаний, умений и навыков по ИТ общего назначения (информатика) от начального до послевузовского образования и обеспечения преемственности в развитии знаний, умений и навыков на всех этапах непрерывного образования; исследование проблем обеспечения всех видов безопасности обучающихся в условиях использования ИТ и компьютерной техники; методология создания автоматизированных систем обучения (АСО) и их компонент (автоматизированные учебники, курсы, практикумы и т.д.); создание методик преподавания в условиях применения АСО; методология контроля качества обучения с использованием ИТ по всему образовательному циклу и во время профессиональной переподготовки специалистов; исследование в области перспективных базовых ИТ - программно-технических, телекоммуникационных, мультимедийных и т.д.
К концептуальным принципам, обеспечивающим реализацию процесса информатизации сферы образования относят нижеследующие:
Принцип системности. В соответствии с этим принципом цель процесса информатизации образования России – это изменение системных свойств системы образования и, в первую очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную, научную, профессиональную траекторию, а с ними и на историческую траекторию России.
Принцип инвариантности. Федеральная программа информатизации является независимой, инвариантной относительно выбора того или иного варианта реформы системы образования, который является, прежде всего, выбором в политических, экономических и управленческих сферах.
Принцип «точки опоры». Информатизация – не мода, не кампания и не одна из многих временных социальных программ. Это инфраструктура, несущая конструкция, точка опоры, на которой можно строить самые различные образовательные, научные, социальные проекты.
Принцип «критической массы». Здесь более уместна метафора «цепной реакции». Если «критическая масса» не достигнута, то положительные обратные связи не начинают работать в полную силу. Если же «критическая масса» достигнута, то возникает качественно новый режим процесса информатизации. Цель федеральной программы информатизации – указать меры и проекты, ведущие к достижению «критической массы» и создание необходимых условий получения «цепной реакции».
Принцип направляемого развития. Невозможно указывать отдельным школам, кафедрам или вузам, что им надлежит делать и какие средства готово вложить в данное начинание Минобразование и науки РФ. Такой подход приводит к другим методам управления. Один из них – это информационное управление, под которым понимается создание информационных потоков для участников процесса информатизации сферы образования, которые облегчают решение учебных, научных, экономических и административных задач.
Принцип самовоспроизводства. При этом схема самовоспроизводства выглядит следующим образом. Педагогические вузы готовят учителей для общеобразовательной школы. Педагоги школ готовят своих выпускников для поступления в вузы. Высшая школа готовит специалистов по информатике, дает знания, соответствующие определенному уровню информационной культуры. Специалисты по информатике создают новые информационные технологии (НИТ) и проекты, развивают информатику как науку. Достигнутый уровень информатики и информационной культуры педагогические вузы используют для подготовки учителей для общеобразовательных школ и т.д.
Один из важных моментов заключается в том, что без НИТ невозможно и дальнейшее развитие современного общества. Информатизация образования позволяет применить НИТ в образовательных, обучающих, инновационных и управленческих процессах, выполняемых образовательными и иными институтами. Использование НИТ в образовательном пространстве способно улучшить качество, доступность и открытость образования, обеспечить равные возможности его получения, придать мощный импульс развития всей системы образования в целом, замечает С. Шляхтина [8, 9]. Это подтверждается решениями правительства в области информатизации образования, такими как: Президентская программа «Дети России», программа «Интернет образование», программа «Компьютеризация сельских школ», программа «Компьютеризация городских и поселковых школ».
Бесспорно, что основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной ИТ в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды [4, 5].
Конечно, для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной и мировой системой образования. Важно, используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные школе ИТ, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме. Учитывая новизну и сложность проблемы развития информационно-образовательной среды, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с ИТ; выработки механизма, предполагающего обязательную экспериментальную проверку рекомендуемых для использования в учебных заведениях электронных учебных материалов, замечают Ю.А. Прокопенко, Л.М. Бахшеева [10].
В целях организации повышения квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров сформированы программы обучения различных категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе: административно-управленческого персонала, включающего руководителей и специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием, руководителей методических служб, руководителей образовательных учреждений, учителей, преподавательского состава и инженерно-технического персонала общеобразовательных и образовательных учреждений.
Все более становится ясно, что проблема доступности информационных услуг для населения, и особенно молодежи, сегодня наиболее актуальна. Анализ ситуации, происходящей с внедрением Интернета в образование Европейских стран в последние два года, показал, что все действия в этой области направлены прежде всего на выработку четкой национальной политики в области использования Интернет технологий и создание национальных информационных образовательных Интернет-сред как сегментов глобальной образовательной Интернет-среды и реальной опоры для проведения преобразований в образовании. Тезис о том, что можно было бы всерьез говорить о глобальном образовании, необходимо вначале обеспечить всеобщий и полный доступ к Интернету, практически ни у кого не вызывает сомнений. Россия единственная страна в мире, в которой быстрыми темпами растет количество компьютеров в школах и активно подключаются к сети Интернет благодаря политике правительства.
Решения по улучшению оснащенности ИТ, в силу своей специфики, не снимаются с повестки дня и остаются актуальными. Тему внедрения новых технологий президент России держит на особом контроле и регулярно подтверждает это конкретными действиями. Например, Дмитрий Медведев, во время общения со студентами из различных российских регионов в сентябре 2011, заявил о необходимости обеспечить качественный, быстрый и беспроводной доступ в Интернет на всей территории вузов круглосуточно, оснастить бесплатным Wi-Fi университеты и студенческие общежития в ближайшие 2 года. Это было поручено правительству и главам регионов страны для обеспечения современными информационными системами учреждения образования, здравоохранения и культуры, в том числе школы, больницы и библиотеки. Дмитрий Медведев призвал от разговоров о пользе ИТ перейти к их практическому применению.
Не менее очевидно и то, что первостепенное значение имеет степень оснащения образовательных учреждений средствами информатизации. Н.В. Корытникова отмечает: «Распространение новых информационных и коммуникативных технологий действительно стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества» [11].
Безусловно, высшая школа РФ является наиболее продвинутой отраслью народного хозяйства страны в области информатизации. С учетом специфики отдельных вузов и большого числа специальностей значительное количество учебных электронных материалов для обучающихся готовится силами самих высших учебных заведений в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования и рассматривается учебно-методическими объединениями в установленном порядке.
В настоящее время большинство вузов России уже имеет значительное количество компьютерных классов и доступ в национальные компьютерные сети. Основные задачи, которые необходимо решать в этом направлении: модернизация и дальнейшее развитие существующего учебного оборудования; сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума; использование при обучении новых электронных учебных материалов, а также модернизация и компьютеризация лекционных аудиторий.
Существенно и то, что проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Хотелось бы еще отметить, что общий объём финансирования Программы, с учетом предполагаемых минимальных поставок современных средств информатизации, инициирующих работу по информатизации образования и позволяющих создать необходимую основу для дальнейшего развития, был предусмотрен в размере 56 млрд. рублей (в ценах 2001 года), объем финансирования оказался меньше необходимого объема [4, 5]. В связи с этим, работа осуществлялась преимущественно только в пилотных регионах.
При всей их важности, по нашему мнению, главные общенациональные цели Программы не были завершены. Для выполнения глобальных задач информатизации российского общества необходима информационная политика, реализуемая, в числе, и на региональном уровне. Субъекты РФ реализовывают региональные программы создания единой образовательной информационной среды с включением в них мероприятий, предусмотренных в Программе, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет собственных средств. Успех в построении, функционировании и развитии единой информационно-образовательной среды во многом определяется тем, как это реализуется на региональном уровне. Региональные программы в дополнение к мероприятиям, обозначенным на федеральном уровне, учитывают специфику региона. Безусловно, четко разграничивалось то, что делается и будет выполняться на федеральном уровне, и то, что может быть внедрено только в данном конкретном регионе [4].
Региональная информационная политика является центральным звеном в Российской информационной политике. Это смещение имеет глубокие социальные, политические, экономические и исторические основания. Все дело в том, что решение почти всех социальных и экономических проблем страны упирается в неразвитость системы телекоммуникаций, что практически исключает оперативное использование необходимых знаний и информации. Решение проблем на региональном уровне можно обеспечить быстрее и главное дешевле, так как фактор времени и стоимости информатизации являются решающими, а массовость в сфере информационного обслуживания и доступность обеспечивающих её технических и программных средств лучше всего могут быть обеспечены именно на региональном уровне.
В свою очередь, в Ростовской области утверждена Областная долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 – 2013 годы» [12]. Одной из основных задач этой программы повышение уровня использования информационных и телекоммуникационных технологий в ключевых сферах социально-экономического развития Ростовской области, таких как образование.
По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Ростовская область стремительно сокращает отставание от развитых регионов России. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. Информационные и телекоммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
Обеспечен доступ населения к сетям общего пользования Интернет через коллективные точки доступа. В 2008 году плотность пользования сетью Интернет в Ростовской области составила 16,6 процента, что на 5,4 процента выше аналогичного показателя предыдущего года. Количество домохозяйств, имеющих домашний компьютер, составляет 22 процента; количество пользователей мобильной связи – 4891 тыс. человек. В рамках национального проекта «Образование» к сети Интернет уже подключено более 1170 школ, по этому показателю Ростовская область занимает второе место в Южном федеральном округе. Функционируют 655 пунктов коллективного доступа к глобальной сети, созданных на базе Управления Федеральной почтовой связи Ростовской области. В результате реализации Областной долгосрочной целевой программы ожидается создать предпосылки для перехода к информационному обществу в Ростовской области [12].
Таким образом, единственная сфера, в которой мы были, и может быть, по-прежнему конкурентоспособны, - это образование. С целью совершенствования и повышения качества системы образования проводится реформирование сферы образования. Образование в нашей стране является одним из приоритетных направлений. Правительство уделяет особое внимание этой сфере. Об этом говорит тот факт, что даже в период кризиса финансирование, общие консолидированные расходы на образование в нашей стране, предусмотренные бюджетом, не уменьшалось.
Тем не менее очевидно, что тенденции информатизации намечены и обозначены как ориентиры модернизации российского образования, но фактическое состояние технологического базиса информатизации не соответствует в настоящее время в полной мере, поэтому обеспечивает успешное осуществление программ информатизации российского образования, частично, «точечно» (лишь в отдельных школах, вузах в полном объёме), и в целом недостаточно реализована в условиях России. Её выполнение перенесено на региональные программы информатизации образования.
В настоящее время возникает объективная необходимость в информатизации образования, использования современных информационно-коммуникационных технологий для развития содержания образования, методов и средств планирования и организации обучения, контроля знаний и управления образовательными процессами и является одним из основных направлений модернизации образования.
Литература
- 1.URL: www.president.kremlin.ru/text/docs/2007/07.138516.shma/shtmal
2.Еляков А.Д. «Российское общество в информационном измерении // Социс. 2009. №7. - С. 85.
3.Концепция информатизации общества // Вестник РОИВТ. 2000. Концепция информационного образования // Информатика и образование. 2000. № 1.
4.Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды 2001 – 2005 гг.». URL: www.ed.gov.ru/ntp/fp/pfzp
5.Электронная Россия. – URL: www.russianlaw.net/law/acts/z8.htm, www.presedent.kremlin.ru/ text/docs/ 2007/07/138516.shtmal
6.Молчанова О.П., Воронина Т.П. Организация дистанционного обучения в учебных заведениях и на предприятиях. М., «Интеллектуальные ресурсы». – 1998. – С. 6.
7.Богатырь Б.Н. Гуриев М.А., Иванников А.Д., Лобанов В.В. и др. Концепции системной интеграции информационных технологий в школе. М. – 1993.
8.Шляхтина С. Рынок информационных технологий 2007 – 2008: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер пресс. – 2008. – № 1. – С. 64 – 71.
9.Брусенцов Н.А. Социальные аспекты информатизации образования российской высшей школы. Автореф. диссертации кандидата социологических наук. Новочеркасск: НГМА. – 2004. – С. 24.
10.Прокопенко Ю.А., Бахшеева Л.М. Потребности студентов в дистанционной модели образования. // Социс. – 2007. – № 3. – С. 68 – 102.
11.Корытникова Н.В. «Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества» // Социс. – 2007. – № 2. – С. 93.
12.Целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 – 2013 годы» в редакции постановления от 15.10.2010 № 249. URL: www.mineconomikiro.ru/a35.php