×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе

Аннотация

Н.Н. Новоселова

В статье определены основные принципы развития, цели и задачи реализации  инновационной политики регионального развития. Рассмотрены наиболее распространенные факторы и критерии, определяющие дефиницию «регион». Обоснована социально-экономическая роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии региона.
Ключевые слова: образовательный потенциал, научно-технический потенциал, инновационный потенциал,  социально-экономическое развитие, региональная экономика

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Основными субъектами региональных экономических отношений являются хозяйствующие субъекты, к числу которых относятся коммерческие и некоммерческие организации, а также граждане, занятые индивидуальной предпринимательской деятельностью. Субъекты же Федерации как носители публичной власти, осуществляют законодательное регулирование на подведомственной территории, а как собственники используют свое имущество с целью получения доходов от сдачи в аренду, хозяйственного ведения, продажи или приватизации, участия во внешней торговле.
При этом своеобразие субъекта Федерации как участника хозяйственного оборота обусловливается существенным отличием от предприятий. Прежде всего, это проявляется в составе объектов, находящихся в его собственности, а также в содержании и масштабах проводимой экономической деятельности, процедурах включения в хозяйственный оборот и иных моментах, связанных с участием в хозяйственной жизни. Таким образом, весь комплекс экономических отношений в регионе представляет собой сложную многоаспектную систему, регламентируемую федеральными, федерально-региональными и региональными правовыми актами. Развитие же регионального рынка происходит под влиянием различных корпоративных интересов (федеральных, разного уровня региональных, муниципальных, хозяйствующих субъектов) в результате взаимодействия федеральной региональной политики, региональной политики субъектов Федерации и их групп, а также социально-экономической политики муниципальных образований, т.е. конгломерата политико-правовых и экономических отношений, определяющего  пространственные и территориальные проблемы экономического развития.
Следует отметить и зарубежные подходы, которые в последнее время достаточно активно комментируются в отечественной экономической литературе. По мнению российских исследователей, в зарубежных источниках тоже просматривается значительная разноречивость при определении понятий «район» и «регион». Так, наиболее часто под термином «регион» понимается целостный участок территории, достаточно однородный в своей основе. При этом специалисты в экономической географии термины «регион» и «район» применяют по отношению к территориям самой разной площади, но это не является политической или административной единицей. В самом общем смысле – это территория, отличающаяся по ряду признаков от других, внутри которой имеется однородность в одном или нескольких отношениях.
С нашей точки зрения, значимой представляется необходимость хотя бы кратко отметить определенную динамику взглядов зарубежных ученых на процессы регионального развития. Так, достаточно долгое время явно преобладал материальный подход: например, возведение новых промышленных и инфраструктурных объектов признавалось наиболее важным вкладом в развитие какого-либо региона. Ныне наиболее значимым становится нематериальный подход: концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, стала доминирующей не только в научной, но и в практической сфере, причем во все большем количестве стран.
Однако процессы приращения знания в рамках науки как социального института и, в целом, культуры, не имеют, особенно в нынешних реалиях глобализации, не только региональной, но и вообще территориальной привязки. Поэтому главным, на наш взгляд, должна стать ориентация регионального развития на инновационные технологии, реализация которых практически всегда имеет территориальную координату. В целом получается, что знания как один  из важнейших источников инноваций представляют собой практически неограниченный ресурс вне территорий, реально воспользоваться которым возможно именно на региональном уровне вне зависимости от масштабности инноваций. Тем самым, в распоряжении хозяйствующих субъектов и управленческих структур на региональном уровне оказывается фактор, использование которого значительно преодолевает ограниченность имеющихся производственных ресурсов, что до недавнего времени выступало основным параметром при принятии управленческих решений. 
Поэтому разработка и внедрение инновационных и информационных технологий должны в значительной мере выравнивать стартовые условия для последующего развития регионов, создавать предпосылки для улучшения и стабилизации социально-экономического состояния регионов, для повышения качества и уровня жизни их населения.
Как известно, в экономической науке обычно различается пять типов инноваций:
- введение нового продукта;
- введение нового метода производства;
- создание нового рынка;
- освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов;
- реорганизация структуры управления.
Все отмеченные типы инноваций оказываются непосредственно формируемыми на региональном уровне (что не исключает возможность использования во множестве регионов). Поэтому при определении региона и исследования особенностей механизма социально-экономического воспроизводства в каком-либо из них целесообразно учитывать и возможности широкого использования инновационных критериев.  
В частности, это находит свое отражение, когда региональное развитие, ориентированное на знания и инновации, увязывается с современной формой конкуренции: более конкурентоспособные регионы рассматриваются как привлекающие все возрастающую долю отечественного и зарубежного рынка и становящиеся таким образом концентрацией инноваций и предпринимательства в пространственном аспекте.
В связи с этим любопытно привести в подтверждение наших выводов результаты исследований научной школой профессора И.Р. Бугаяна (РГЭУ «РИНХ») роли инновационных технологий (как доминантного товара) в развитии субъектов [1]. Так, ростовские ученые утверждают, что степенные показатели по факторам производства в Ростовской области и в целом по ЮФО свидетельствуют о существовании наибольшего дефицита по капиталу, причем в некоторых субъектах ЮФО ситуация была близка в начале двухтысячных годов  к катастрофе – степенные показатели фактора производства «капитал» приобрели отрицательные значения. В Калмыкии (-0,236), Волгоградской (-0,97), Астраханской областях (-0,082), Ставропольском крае (-0,035) инвестиции в капитал на существующей технологической и научно-производственной основе будут приводить не к росту производства, а к серьезным убыткам. Одним словом, функционирующий капитал в этих регионах безнадежно морально устарел и требуется его смена на инновационной основе.
В Ростовской же области степенной показатель по фактору производства «капитал» больше нуля (0,119). Инвестиции в капитал на прежней технологической и научно-производственной основе дают положительный результат. Однако каждый рубль, вложенный в капитал не на инновационной основе, приносит в 4,3 раза меньший результат, чем этот же рубль, вложенный в фактор производства «земля», в 1,7 – чем инвестиции в развитие предпринимательства и в 1,4 раза, – чем инвестиции в развитие фактора производства «труд». Вот конкретные показатели, характеризующие потребность в инновациях на развитие капитала.
Таким образом, инновационная политика в регионе должна осуществляться, исходя из следующих принципов: единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества; оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании инновационных программ; поддержка предпринимательства в научно-технической сфере.
А цели региональной инновационной политики заключаются в следующем: обеспечение условий для приведения региональной структуры совокупного цикла «исследование-производство» в соответствии с оптимальным значением, определяющим эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для развития экономики и решения социально-экономических задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: органическое сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера; дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности подведомственных организаций, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и научных организаций; поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций; создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований; развитие правовой базы, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета; привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств.
Таким образом, на основе проведенного фрагментарного теоретико-методологического анализа, можно сделать ряд обобщений. Так, среди наиболее распространенных факторов и критериев, учитываемых при формировании понятия «регион», используются:
- территориально-географические (местоположение, размеры и особенности территории, количество населения);
- производственно-функциональные (направления и особенности преобладающих производств и видов деятельности населения);
- градостроительные (характер застройки объектов производственного назначения, жилья, инфраструктуры);
- социальные (нормы общения, поведения, совместного проживания населения).
Итак, регион одновременно следует рассматривать как органический элемент территориальной организации национальной экономики, как элемент системы расселения и как элемент социальной организации общества (совокупность сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, норм и правил поведения). 
Единство региона как социально-экономической системы обеспечивается деятельностью людей, поэтому взаимосвязь видов и структуры производства и доходов является наиболее существенной. Кроме того, развитие региона зависит от ряда тенденций, формирующихся в его подсистемах, которые предопределяются функционированием трех основных групп факторов – экономических, природных и демографических.
Согласно наиболее распространенным алгоритмам анализа социально-экономического развития региона, определяется общий уровень развития производства; оценивается природно-ресурсный потенциал; определяется состояние окружающей среды; дается оценка уровня социального и экономического развития с учетом демографических и миграционных процессов; исследуется проблема использования трудовых ресурсов, расселения населения, уровня и качества жизни; оценивается достигнутый уровень экономического развития региона, в том числе промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства; определяется потенциал межрегиональных и внешнеэкономических связей; оценивается финансовое положение.
Поэтому используемое понятие региона в настоящее время отличается, к сожалению, достаточно абстрактным характером. Его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении различных типов регионов в соответствии с конкретными целями и задачами. Но при этом надо отметить, что во всех определениях, безусловно, достаточно верно представлена основная особенность предмета региональной экономики, отличающая данную науку от других экономических дисциплин.
Однако современные условия функционирования рыночных отношений требуют определенных корректировок. Прежде всего, это касается основной производительной силы - человека. Для этого более подробно остановимся на вопросе: каким образом интересы человека превращаются в фактор принятия управленческих решений относительно направлений использования ограниченных производственных ресурсов? Для ответа на этот вопрос обратимся к наиболее распространенным версиям воспроизводственных и макроэкономических процессов [2-4] как на региональном, так и на национальном уровне (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема основных взаимосвязей участников воспроизводственных и макроэкономических процессов

В данной схеме выделена следующая совокупность потоков:

  1.  Земля, труд, капитал и предпринимательские способности, которые домашние хозяйства предлагают на ресурсных рынках.
  2.  Совокупность денежных доходов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), которые получают домашние хозяйства от реализации имеющихся у них земли, труда, капитала и предпринимательских способностей.
  3.  Ресурсы, которые необходимы фирмам для осуществления производственной деятельности и приобретаемые ими на ресурсных рынках.
  4.  Издержки фирм, которые они несут на ресурсных рынках для закупки требующихся ограниченных производственных ресурсов.
  5. Товары и услуги, произведенные фирмами и реализуемые ими на рынках продуктов.
  6.  Выручка (доход) фирм (предприятий) от реализованных ими товаров и услуг.
  7.  Товары и услуги, приобретенные домашними хозяйствами на рынках продуктов для потребления.
  8.  Потребительские расходы, которые несут домашние хозяйства, приобретая требующиеся им товары и услуги.
  9.  Товары и услуги в форме общественных благ, которые поступают домашним хозяйствам от государственных учреждений.
  10.  Совокупность чистых налоговых поступлений государства, которые представляют собой разницу между выплаченными домашними хозяйствами всеми видами налогов и полученными ими трансфертными платежами.
  11.  Ресурсы, закупленные государством на рынках за счет бюджетных средств для осуществления своих функций.
  12.  Издержки, которые оплачивает государство при осуществлении закупок ресурсов.
  13.  Товары и услуги, предоставленные государством в форме общественных благ фирмам.
  14.  Совокупность чистых налоговых поступлений государства, представляющих разницу между всеми видами полученных государством налогов от фирм и предоставленными им субсидиями и субвенциями.
  15.  Издержки, которые несет государство при закупках необходимых ему товаров и услуг для обеспечения жизнедеятельности своих органов и учреждений.
  16.  Товары и услуги, требующиеся для обеспечения жизнедеятельности государственных органов и закупленные ими на рынках продуктов.

            В этой схеме воспроизводственных и макроэкономических процессов хорошо показано, как в экономической системе используются имеющиеся у общества ограниченные производственные ресурсы посредством формирования соответствующих совокупных спроса и предложения на рынках ресурсов и продуктов. В этой схеме предполагается, что экономические процессы осуществляются посредством сложного процесса принятия управленческих решений на самых различных уровнях.
Решения принимаются всеми представленными в макроэкономическом кругообороте субъектами - домашними хозяйствами, фирмами и государством (прежде всего, правительством). Если мы последовательно, с позиций иерархии управленческих структур представим процесс принятия решений субъектами воспроизводственного процесса, то функциональное место домашних хозяйств будет более значимым, чем других его субъектов.
Во-первых, изначальный двигательный мотив производственной деятельности вообще определяется существующими потребностями людей, для чего те и будут искать возможное применение имеющимся ресурсам. Т.е. исходный пункт воспроизводства - это домашние хозяйства, в которых эти потребности существуют в реальной общественной форме.
Во-вторых, домашние хозяйства оказываются завершающим пунктом самого воспроизводства. Конечное предназначение производства товаров и услуг фирмами - это их потребление, которое осуществляется именно внутри домашних хозяйств.
В-третьих, деятельность государства, представленная закупками товаров и услуг, получением и использованием налоговых поступлений, предоставлением общественных благ другим субъектам воспроизводства,  определяется в основном теми потребностями, которые не могут быть удовлетворены внутри домашних хозяйств. Т.е. разница в совокупности потребностей домашних хозяйств, которые могут быть удовлетворены в рамках самих хозяйств и которые, таким образом, удовлетворены быть не могут, - вот достаточно определенные параметры экономических функций государства.
В-четвертых, деятельность фирм (предприятий) становится определяемой действиями домашних хозяйств как со стороны предпосылок производства, так и со стороны его конечных целей, т.е. само воспроизводство может быть представлено как способ, форма поиска путей удовлетворения потребностей домашних хозяйств посредством размещения имеющихся у них ресурсов.
Отсюда получается, что домашнее хозяйство является связующим звеном общественной и экономической систем, особенно на региональном уровне, и представляет собой не что иное, как фундамент социально-экономической системы. В этом заключается его важнейшая системная нагрузка.
Статистически наиболее выраженной роль домашнего хозяйства  становится в том случае, когда валовой внутренний или валовой региональный продукт определяется так называемым методом конечного использования. Здесь ключевой по своим параметрам компонент - конечное потребление товаров и услуг. Он складывается, в свою очередь, из расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, расходов органов государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на товары и услуги для коллективного и индивидуального потребления. При этом в последней версии системы национального счетоводства введен новый показатель фактического конечного потребления. Он представляет собой стоимость всех товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами для индивидуального потребления независимо от источников финансирования и стоимость коллективных услуг, предоставленных органами государственного управления обществу в целом.
При этом необходимо учитывать, что это конечное потребление представляет собой самую значительную часть валового внутреннего и валового регионального продуктов. В итоге получается, что чем более развита частная собственность, чем более ограничены сферы государственного регулирования экономики, тем большее значение в воспроизводственных и макроэкономических процессах играет домашнее хозяйство.
Эта особенность современной рыночной экономики, прежде всего, должна находить отражение в определениях предметной области региональной экономики, поскольку именно на этом управленческом уровне ближе всего осуществляется взаимодействие с функционированием спроса со стороны домашних хозяйств. Соответственно, основные параметры функционирования региональной экономики должны  быть ориентированы на основные характеристики этого спроса.

 

Литература:

    1.Арутюнова, А.Е. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг [Текст]/А.Е.Арутюнова: Автореферат дисс. …канд.экон.наук. -  Майкоп: АГУ, 2009.- 28с.   
    2. Кузнецов, Н.Г. Маркетинг сферы услуг населению: состояние и тенденции развития [Электронный ресурс]/ Н.Г.Кузнецов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями». - Ставрополь, 2007// http://www.ncstu.ru. 
    3. Бурменко, Т. Сфера услуг. Экономика [Текст]/ Т.Бурменко.- М.: Кнорус, 2008.- 328с. 
    4.Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]/ Ф.Котлер. - М.: Прогресс, 2009.– 1058c. 
     5.Маркетинг [Текст]/ Под ред. проф. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 208 с. 
    6. Багиев, Г.Л. Маркетинг [Текст]/ Г.Л.Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева.– М.: Экономика, 2008.- 736с. 
    7. Соколов, К.А. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в гостиничном хозяйстве [Текст]/ К.А.Соколов: Автореферат дисс. …канд.экон.наук. -  СПб.: СПбГУ, 2009.- 21с.