×

Вы используете устаревший браузер Internet Explorer. Некоторые функции сайта им не поддерживаются.

Рекомендуем установить один из следующих браузеров: Firefox, Opera или Chrome.

Контактная информация

+7-863-218-40-00 доб.200-80
ivdon3@bk.ru

Совершенствование регулирования кооперации в аграрном производстве

Аннотация

О.В.Дробышева, Л.Н.Шикунова

В статье анализируется ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем  развития кооперации в аграрном производстве. Обоснованы пути их преодоления на примере улучшения регулирования малых форм предпринимательства, таких как крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства.
Ключевые слова: Предпринимательство, кооперация, аграрное производство.

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

В силу того, что преобладающая часть крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств (К(Ф)Х и ЛПХ) ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.
В перспективе социально-экономическая роль индивидуально- семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.
Особенно возрастет роль индивидуально-семейных хозяйств в сельских административных районах с низкой плотностью населения; часть крупных крестьянских (фермерских) хозяйств станет выполнять селообразующие функции.
В настоящее время производственный и социальный потенциал К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем [2].
Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.
Во-вторых, фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, что снижает ее эффективность.
Это предполагалось достичь путем:
- удешевлением кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развитием инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
- развитием системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.
Ключевое значение при этом имеет развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это обусловлено серьезными объективными причинами.
Как уже подчеркивалось, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования имеют в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
– недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
-дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;
-недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
-поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;
-трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности членов К(Ф)Х и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;
-проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
-недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к необходимости ее реализации по низким ценам.
В целях стимулирования развития вертикальных сельскохозяйственных кооперативов целесообразно, во-первых, принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности потенциальных кооператоров – К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования; во-вторых,– улучшить правовую базу формирования и функционирования самих кооперативов.
В рамках первого направления целесообразно внести изменения в федеральные законы:
– «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса и разграничения упомянутых хозяйств и их государственной поддержки;
– «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в целях упорядочения их землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки;
– «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях усиления защиты прав мелких землевладельцев.
В рамках второго направления целесообразно:
– внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации с целью более полного отражения в нем специфики кооперативов как организационно-правовой формы хозяйственной деятельности особого рода (“sui generis”), не подпадающей под признаки акционерных обществ и хозяйственных товариществ. В частности, возможен переход от двухчленной классификации юридических лиц к их трехчленной классификации: коммерческие, некоммерческие и кооперативные организации;
– принятие вместо закона «О кооперации в СССР» рамочного Федерального закона «О кооперации», определяющего общие черты правового статуса всех разновидностей кооперации и особенности отдельных ее видов, в том числе сельскохозяйственной;
– подготовка новой редакции Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» с целью более дифференцированного регулирования сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов;
– внесение изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации, касающихся приравнивания сельскохозяйственных потребительских кооперативов к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Данная мера позволит потребительским кооперативам перейти на специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей «Единый сельскохозяйственный налог», который предусматривает замену уплаты четырех видов налогов: налога на добавленную стоимость, налога на имущество, единого социального налога и налога на прибыль;
– во избежание дополнительного налогообложения рассмотрение вопроса об освобождении от уплаты налога на прибыль всех сельскохозяйственных потребительских кооперативов на период их становления (10-15 лет).
Государственная финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации включает, с одной стороны, меры по поддержке малых форм хозяйствования, что содействует расширению социальной базы кооперации, с другой стороны,– собственно самих кооперативов. При этом речь идет как о выделении необходимых ресурсов, так и о совершенствовании организационно-институционального механизма их распределения, что включает меры по развитию на селе сети кредитных кооперативов (сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и кредитных кооперативов граждан) и других микрофинансовых организаций (региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки сельского развития и др.).
Финансово-кредитная поддержка К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна включать меры, предусмотренные в рамках:
– ежегодных законов о федеральном бюджете в части расходов по отрасли «Сельское хозяйство и рыболовство»;
– специальных федеральных, региональных и муниципальных программ;
– Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
В целях обеспечения гарантированного участия малых форм хозяйствования в государственных программах поддержки сельского хозяйства, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, создания для них равных с крупными предприятиями условий хозяйствования, развития конкуренции в АПК необходима разработка механизма квотирования средств, направляемых на стимулирование малых форм, в рамках общих расходов на сельское хозяйство.
В рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых К(Ф)Х и ЛПХ.
Основной механизм – субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 2,9 млрд руб. в 2006 г., 3,67 млрд руб.– в 2007 г., 5,63 млрд руб.– в 2008 г., 6,30  млрд руб.– в 2009 г., что позволит ЛПХ и К(Ф)Х привлекать кредиты на сумму более 30 млрд руб. ежегодно. За счет выделенных средств ОАО «Россельхозбанк» будет оказывать кредитную поддержку создаваемым и действующим потребительским кооперативам [1].
Кроме того, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства получат доступ к долгосрочным (до 8 лет) кредитам на строительство и модернизацию животноводческих ферм; а также средствам, выдаваемым ОАО «Росагролизинг» на закупку племенного скота и оборудования для животноводческих помещений. Для этих целей взнос Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Росагролизинг» составил 4 млрд. руб. – в 2008 г. и  2 млрд. руб. – в 2009 г. [1].
Для обеспечения гарантий этого доступа целесообразно определение квоты К(Ф)Х и ЛПХ в рамках общих сумм, выделяемых на эти цели.
В целях повышения уровня доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, и, прежде всего для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, Приоритетным национальным проектом предполагается развитие кредитования под залог земельных участков.
В целях улучшения доступа к кредитным ресурсам малых и средних (Ф)Х и ЛПХ, при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» необходимо внести ограничения на получение кредитов со ставкой субсидирования расходов на выплату процентов на 95% и 100% крупными К(Ф)Х. Крестьянские (фермерские) хозяйства с численностью работников свыше 60 человек должны получать кредиты со ставкой субсидирования до 75% (т.е. как сельскохозяйственные организации).
Учитывая слабые рыночные и конкурентные позиции, отсутствие достаточного кредитного опыта и приемлемого залога у большинства К(Ф)Х и ЛПХ при одновременной большой потребности в длительных по срокам кредитах, главным образом для осуществления капитальных затрат, целесообразно (в дополнение к принятым в национальном проекте мерам) выделить для К(Ф)Х и ЛПХ целевые бюджетные кредиты под 6-8% годовых на срок до десяти лет. Операторами при реализации этой программы могут выступить ОАО «Россельхозбанк» и сельские кредитные кооперативы, а средства выделяться под гарантии субъектов Российской Федерации или с использованием специального создаваемого для этого Гарантийного фонда на федеральном уровне.
Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна включать:
– финансовую помощь вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);
– предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов и субсидий до 50 % затрат на строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования, транспортных средств и др.;
– выделение кредитов всем кооперативам на пополнение оборотных средств.
Одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются меры по обеспечению доступа К(Ф)Х, ЛПХ, субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации [3].
Поскольку потребительские кооперативы представляют собой единую систему с хозяйствами своих членов и другими сельхозпредприятиями, постольку и консультационное, и информационное обслуживание их работников и членов кооперативов целесообразно осуществлять из единых учебно-методических (или информационно-консультационных) центров. Создавать отдельные информационно-консультационные центры только для кооператоров нецелесообразно. Это правило следует распространить на все уровни построения информационно-консультационной системы.
В настоящее время Минсельхозом России сформирована Единая система информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК), в рамках которой члены кооперативов и потенциальные кооператоры смогут получать своевременную и качественную информацию о государственной аграрной политике, условиях кредитования, налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
Предполагается создание специализированных баз данных; издание и распространение учебной, справочно-информационной и методической литературы; проведение соответствующих научных исследований; организация специализированной выставочно-демонстрационной деятельности.
Реализация этих мероприятий позволит значительно повысить информированность сельского населения, в том числе по правовым вопросам, подготовить методологическую базу для развития целевой группы и постоянно повышать уровень квалификации ее участников, создать условия для постоянного обмена передовым опытом.
Для осуществления этой работы целесообразно создание информационно-консультационной службы развития кооперации как части (подразделения) единой системы ИКС АПК под эгидой Минсельхоза России и АККОР. Взаимоотношения между Минсельхозом России и АККОР, другими заинтересованными государственными органами могут строиться на основе специальных соглашений.
Предлагается двухуровневая модель информационно- консультационной службы развития кооперации, схематически представленная на рисунке. Звеном первого (высшего) уровня является федеральная служба при Минсельхозе России и АККОР. В нем может быть создан Федеральный учебно-методический центр по развитию малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, ответственный за содержание, методическое обеспечение и стратегию развития всей кооперативной системы.



Рисунок − Модель информационно-консультационной службы развития кооперации

Среди основных задач Центра следует выделить:
– осуществление пилотных проектов по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и обобщение их результатов;
– консультирование сотрудников Минсельхоза России и других федеральных министерств и ведомств по вопросам организации регулирования кооперативного движения при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;
– обучение и консультирование работников региональных ИКС и региональных учебно-методических центров;
– проведение независимого мониторинга реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК».
На втором (нижнем) уровне находятся региональные службы и региональные учебно-методические центры, непосредственно реализующие программу образовательного, информационного и консультативного содействия в развитии кооперативного движения региона. Региональные службы могут существенно отличаться друг от друга по масштабам, формам и тематике своей работы. Эти отличия определяются уровнем развития кооперации, потребностями населения в кооперативных формах организации решения своих жизненных проблем, видами кооперативов, уровнем деятельности союзов кооперативов, спросом на определенные услуги со стороны кооперативов и населения, желающего создать кооперативы. Все звенья информационно-консультационной службы развития кооперации, включая пользователей, функционально связаны друг с другом, что обеспечивает их единство в достижении конечной цели. Желательным является создание опорных пунктов региональных служб в отдельных сельских административных районах.
Консультационная и организаторская работа должна быть направлена на:

  • создание новых кооперативов там, где это необходимо;
  • расширение числа членов в уже существующих кооперативах;
  • оказание помощи членам кооперативов для более активного участия в процессе принятия решений и управлении делами кооперативов;
  • оказание помощи членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе.

Роль региональной ИКС и регионального учебно-методического центра может выполняться различными организациями:

  • государственными структурами;
  • учебными и научными заведениями;
  • специальными консалтинговыми службами, созданными на базе органов крестьянского самоуправления, в том числе на базе региональных и районных АККОР;
  • самими кооперативами, в особенности, второго и последующего уровней.

Органы управления АПК субъекта Российской Федерации и региональная ассоциация АККОР должны решить вопрос о наиболее эффективной организационно-правовой форме ИКС (в настоящее время многие из них существуют в форме государственных унитарных предприятий или филиалов государственных учреждений). Можно рекомендовать создание ИКС и учебно-методических центров в форме единой консалтинговой коммерческой или некоммерческой организации (например, фонда), осуществляющей весь спектр услуг по консультированию как в области развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации, так и в сфере распространения рыночной информации, юридических и экономических консультаций и т.п.
Возможным вариантом является создание ИКС на базе региональных и районных АККОР (в настоящее время имеется опыт Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея). Преимущества такой службы состоят в широкой клиентской базе, непосредственной связи с субъектами малых форм хозяйствования, дополнительных источниках финансирования за счет членских взносов и платных услуг АККОР.
Одним из главных условий информационно-консультационного и учебно-методического обеспечения кооперативного движения является развитие научных исследований по проблемам развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в системе Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России, а также проведение научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров по данной тематике.
Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей; специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских кредитных и страховых кооперативов, микрофинансовых и информационно- консультационных организаций; кадров для организаций фермерского самоуправления и других некоммерческих организаций целевой группы; государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых предприятий, сельскохозяйственной кооперации.
В этих целях Минсельхозу России необходимо:
– разработать учебно-методические материалы для сельскохозяйственных и кооперативных учебных заведений, а также для федерального и региональных кооперативных учебно-методических центров;
– предусмотреть введение в сельскохозяйственных вузах и техникумах в качестве обязательной дисциплины курса по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
– расширить подготовку сельскохозяйственных производителей, работников органов управления АПК и муниципальной власти, преподавателей по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации через систему повышения квалификации при сельскохозяйственных учебных заведениях, университетах общего назначения и созданных учебно-методических центрах.
Рациональная организация производства сельскохозяйственных предприятий имеет огромнейшее значение. Оценив эффективность своей деятельности, сельскохозяйственные предприятия могут выбрать экономически выгодное направление, которое бы соответствовало возможностям предприятия и сложившимся экономическим условиям.
В связи с этим особое значение приобретает оптимизация производственной структуры предприятия. Экономико-математическая модель дает возможность определить основные параметры развития производства для текущего и перспективного планирования, может использоваться для анализа сложившейся структуры производства, позволяющего выявить более целесообразные пути использования ресурсов и возможности увеличения объемов производства продукции, опираясь на фактические данные за предшествующие годы.

Литература:

    1.Ставропольский край в цифрах [Текст]: краткий статистический сборник Ставропольского краевого комитета гос.статистики. –Ставрополь, 2010.- 68с.
    2.Ткач, А.В. Место и роль кооперации в продовольственном обеспечении России [Текст]/А.В. Ткач// Достижение науки и техники АПК. -2009. - №6. –С.59-61.
    3.Шальнева, А.Н. Развитие кооперации в сельском хозяйстве [Текст]/ А.Н. Шальнева// Формирование и развитие аграрного рынка: Сб. науч. тр ./СПб ГАУ. – Санкт-Петербург. -2009. –С.61-63.